Херсонские вузы - под прицелом реформы образования

Вполне очевидно, что последние события и в стране, и у нас в Херсоне – это только первый этап перезагрузки государственной власти, который понес за собой изменения во всех сферах жизни украинцев.

Безусловно, коснулось это и системы образования. Не удержался на своем месте экс-министр образования и науки Украины Дмитрий Табачник, прославившийся нестандартным виденьем реформ в сфере педагогики и научно-воспитательного процесса в целом.

На смену ему пришел Сергей Квит – известный украинский литературовед, журналист, педагог, общественный деятель, президент НУ «Киево-Могилянская академия», который прославился, в том числе, и своей «антитабачной» позицией.

На этой неделе с рабочим визитом новый Министр образования посетил и наш город. На базе Херсонского государственного университета состоялась его открытая встреча с ректорами херсонских ВУЗов, работниками образования, студентами и представителями общественности.

Ветер перемен

Основной контекст встречи даже заранее предугадать было не трудно: страна в упадке, казна пуста, система образования двадцать с лишним лет совершенствовалась, но не понятно в каком направлении.

По мнению Сергея Квита на данный момент на территории Украины действует 250 высших учебных заведений, большая часть которых не то, что не соответствует европейскому стандарту, а просто не может носить гордое звание ВУЗа.

Так, Министерство образования и науки планирует провести ликвидацию и слияние некоторых украинских университетов и институтов. Как выразился сам глава Министерства образования, - весь процесс уплотнения будет проводиться «природным» путем, а не просто по воле чиновников. Соответственно, следует ожидать, что ВУЗы по всей территории Херсонщины и страны в целом ждут основательные проверки и аккредитации.

С этой целью планируется создание нового управленческого органа с красноречивым названием «Национальная агенция качества», который придет на смену устаревшему институту Высшей аттестационной комиссии.

«Новая система аккредитации позитивно повлияет на уровень коррупции», - сначала оговорился Сергей Квит, но молниеносно поспешил исправиться, мол, с Национальной агенцией качества коррупцию в учебных заведениях однозначно удастся побороть. Между тем, Министр уверен, что в процветании коррупции в ВУЗах во многом виноваты сами же студенты и их родители.

В качестве примера он привел недавнее исследование столичного социологического института: оно показало, что украинские студенты намного охотнее готовы давать взятки, чем преподаватели их принимать.

Кроме того, планируется упразднение ученой степени специалиста. По мнению Сергея Квита, это существенно облегчит жизнь выпускников: бакалаврат будет приравниваться к полному высшему образованию, а поступать в магистратуру будут только те, кто планирует связать свою дальнейшую жизнь с наукой. В идеальной модели «новой украинской системы образования» предусмотрено направить 70% работы университетов именно на научно-исследовательскую работу в той, или иной сфере, и только 30% оставить самому образовательному процессу.

Обновленное Министерство образования и науки также видит большие перспективы в сфере последипломного образования и переподготовки специалистов с использованием дистанционной формы обучения.

Изменятся условия поступления для абитуриентов. Поскольку, по мнению, Сергея Квита, современное украинское общество действительно верит в честность и открытость Внешнего независимого оценивания качества знаний школьников, это тестирование отменять не будут. Но, вместе с тем, украинским ВУЗам не мешало бы проводить также популярные на Западе «тесты на способности», ввести практику презентационных видеороликов и эссе для будущих студентов.

О "боках" Болонской системы

Следует отметить, что Сергей Квит подчеркнул полный провал попытки бывшего состава Министерства образования внедрить в украинских ВУЗах Болонскую систему обучения. «Никаким боком мы не имеем отношения к Болонской системе», - резюмировал он.

А ведь действительно, Болонская система была введена в Европе лишь для гармонизации национальных систем образования европейских стран. Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения студентов».

Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени – наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в ВУЗах системы перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому.

Всего этого за четыре года в Украине не произошло: появилась лишь тьма неинтересных предметов и невероятное количество часов, отведенных студентам на самостоятельное обучение. Это отчетливо прослеживается на примере херсонских ВУЗов.

В данном случае самым важным ресурсом для украинских высших учебных заведений станет обязательное и основательное изучение английского языка на всех специальностях. Если студент владеет иностранными языками - он способен интегрироваться, он способен конкурировать на международном уровне и свободно проходить обучение в иностранных вузах.

Послесловие...

«Нигде в мире образование не рассматривается как отрасль. Для всех - это основа», - такими словами Сергея Квита можно охарактеризовать лейтмотив прошедшей встречи. Уровень развития страны из покон веков определяли не по масштабам территории, военной мощи, или богатству государственной казны, а именно по уровню образования населения, количеству и качеству ученых мужей.

Ведь если нация владеет знаниями, умеет их применить на практике, постоянно стоит на пути к развитию и совершенствованию, она, в конечном итоге, будет обладать и мощью, и богатством. Очень надеемся, что ветер перемен в сфере образования подарит Украине сильную основу для дальнейшего процветания.

Руслана Митюхина
фото автора