Алёна Ротова: «Реформы ЖКХ начинаются в сознании людей»
Накануне профессионального праздника работников жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, журналисты ИА «Херсонцы» взяли интервью у начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Херсонской облгосадминистрации Алёны Ротовой.
- Алёна Ильинична, вот уже прошло восемь месяцев как Вы возглавляете областное Управление ЖКХ, каковы первые итоги своей работы хотели бы подвести?
- Итоги подводить в нашей отрасли – неблагодарное дело, потому что слово «итог» обозначает финиш, конечное достижение цели, а в нашей системе могут быть только промежуточные достижения и результаты. Но никак не достижение цели, поскольку развитие ЖКХ постоянный, развивающийся процесс, требующий значительных средств, преемственности в развитии и самое главное - единого концептуального подхода в государстве к реформам.
Сегодня каждый район, каждый город области понимает реформу ЖКХ по-своему. В основном это понимание сводится к решению проблем, наиболее значимых для каждого населенного пункта. Преодолевая ту или иную проблему - люди говорят о том, что мы реформируемся. Это неправильно. Проблемы нужно выделить в отдельный план работы и их решать, а реформа – это общий единый концептуальный подход к изменению всей системы. И вот когда мы добьемся принятия единой программы в области, где сквозными темами будут проходить одни и те же задачи, тогда у нас поэтапно, в определенных сегментах начнет меняться жизнь.
Как промежуточный итог работы управления за 2012 год, я бы определила позитивную динамику по созданию ОСМД, облегчение процессов создания их в области. Для чего мы провели ряд важных семинаров, много полезных встреч с председателями ОСМД, мы подготовили и ряд нормативных решений. Мы объяснили людям, что другого пути реформирования отношений в системе ЖКХ просто нет - эффективный собственник должен появиться в каждом доме, а как к этому прийти есть разные способы. Вот эти способы как раз мы и обсуждали - с появлением эффективного собственника возникает много вопросов – это и учет, контроль, эффективность, использование, обучение персонала. И тоже не один день мы будем идти по этому пути, но путь этот обозначен. И конечная цель, конечно же, не 2013 год, потому что здесь как раз в основном только психологический аспект понимания.
- Понимания того, что реформы в ЖКХ все же необходимы?
- Ну конечно. Старшее поколение помнит то время, когда жилищно-коммунальные услуги предоставлялись практически бесплатно. От государства этого ждут и сегодня. Но уже более 20 лет мы живем в другой независимой стране, а психология людей за этот период почти не изменилась. Мы как ждали чуда - что нам все сделают, и оно будет стоить символические деньги, так и продолжаем этого ждать.
Задача областного управления жилищно-коммунального хозяйства совместно с органами местного самоуправления – методично, целенаправленно добиваться того, чтобы люди понимали, что изменения в сфере жилищно-коммунальных услуг вызваны жизненной необходимостью. Кроме того, необходимо также добиваться и изменения мышления и подходов к работе специалистов, которые обеспечивают реформирование этой отрасли.
Хотелось бы отметить наших председателей ОСМД, которые сегодня героически преодолевают стереотипы мышления. У них сегодня самый нелегкий труд, они стоят фактически на передовой как во взаимоотношениях с жильцами, так и на передовой во взаимоотношениях с властью. Им необходимо помогать и мы это делаем.
Задача нашего управления – методично, шаг за шагом приближаться к тем целям, которые поставлены перед нами руководством области и государства.
Не секрет, что никакая реформа невозможна без учета и контроля. Пока мы не наладим системный учет и контроль в системе жизнеобеспечения, пока мы не поймем, что та же вода – это государственный товар, а не что-то данное нам Богом бесплатно, мы не научимся считать деньги нашей отрасли, мы не станем рачительными хозяевами, мы будем и дальше воспринимать всё как «халявное» доступное и бесплатное. Тут опять же необходимо изменение сознания людей. Ведь нужно понимать, что нельзя взять и пробурить скважину и пользоваться бесплатно водой, при этом заключив договор только на сток канализационный или иметь выгребную яму.
- Получается, что реформы начинаются «в головах» людей?
- Можно и так сказать – только не «в головах», а в сознании людей. Если понимать, что нам нужно изменить сегодня психологию человека, то наши отраслевые управления в районах, городах и поселках городского типа должны сделать практически невозможное. И вот методично, весь 2012 год был этому посвящен, все селекторные совещания под руководством губернатора Николая Костяка, все практические совещания и встречи в районах и в областном управлении, были посвящены этой теме. Я бы хотела, чтобы СМИ тоже помогали в этом процессе, ведь от этого все только выиграют.
Еще раз подчеркну, в системе ЖКХ должен появиться рачительный хозяин - в каждой области, в каждом селе, в каждом районе. И понимание этих вещей мы и должны обеспечивать.
- Почему, по Вашему мнению, реформирование ЖКХ происходит не так быстро, как этого хотелось бы?
- Основной причиной, которую я бы поставила на первый план, является отсутствие профессиональных кадров. Сегодня нам приходиться принимать на работу людей и делать из них специалистов в отрасли ЖКХ как говориться на ходу. Больше всего это чувствуется в районах, когда из-за отсутствия возможности содержать самостоятельное районное управление ЖКХ, чаще всего в одной структуре совмещены и АПК, и ЖКХ. Более того, в городах ситуация с кадровым потенциалом не лучше. Люди чаще всего набираются по принципу «хороший человек».
Также одним из ключевых препятствий на пути реализации поставленных задач по модернизации сферы жилищно-коммунального хозяйства является отсутствие четкого взаимодействия в рамках самой отрасли. На данный момент нормативная база относит к компетенции областных управлений ЖКХ функции исключительно статистические и координирующие, а механизм контроля за процессом реформирования - отсутствует. Такую ситуацию необходимо урегулировать на законодательном уровне. А моя задача сегодня как руководителя областного звена добиться понимания всех участников процесса реформирования, в объединении усилий для выполнения поставленных задач губернатором и мы эту задачу выполним.
- Какие ближайшие планы развития ставит перед собой возглавляемое Вами управление?
- Областное управление ЖКХ ставит перед собой новые цели и задачи, которые определены Национальным планом действий по стране и являются для нас приоритетными. Поручения Президента Украины, Правительства, главы облгосадминистрации ставят перед нами масштабные задачи, направленные на одно – улучшить жизнь людей в наших городах и селах.
А что мы видим по факту – по факту координация действий большинства властных структур на сегодняшний день практически отсутствует. Наша задача – отладить механизм этой координации и уже в 2013 году мы должны подойти к реализации реформ через унифицированные на 80% программы реальных действий. Например, если есть четкая задача - установка счетчиков воды 1 июля, то есть полный учет воды в области должен быть выполнен, как задача поставленная в Национальном плане действий, как реализация Указов Президента. Поэтому задача должна быть и в Горностаевке и в Брилёвке такой же актуальной и важной для всех, понятной и обязательной для исполнения и депутатами, и чиновниками местного самоуправления, и мэрами. Тогда и будет реальное продвижение реформ.
- Мы общаемся накануне профессионального праздника работников ЖКХ, что Вы лично хотели бы пожелать своим коллегам?
- Прежде всего, хотелось бы поблагодарить коллег за понимание и конструктивное сотрудничество. Ежегодное «испытание» для всех коммунальщиков - отопительный сезон подходит к концу. Мы прошли отопительный сезон с минимальными аварийными проблемами, а если они и были, то они решались в настолько сжатые сроки, что особых нареканий населения не было. Итоги его будут рассмотрены на апрельской коллегии, но уже сейчас хочу выразить благодарность работникам местного самоуправления, директорам коммунальных предприятий, обеспечивающих подачу тепла, всем коммунальщикам за то, что этот отопительный сезон мы все-таки прошли достойно. Мы вышли с очень неплохими показателями по оплате за потребленный газ, конечно же, есть долговые обязательства, но наша область «не пасет задних». Кроме того, мы смогли добиться значительного улучшения рейтинговых показателей по Украине. Мы выполнили те задания, которые ставил перед нами глава облгосадминистрации Николай Костяк.
Я просто горжусь тем, что работаю с профессионалами и желаю им стабильного развития, финансового благополучия, организационного порядка и, конечно же, всем коммунальщикам и их семьям желаю здоровья, хорошего настроения и простого человеческого счастья!
- Алёна Ильинична, вот уже прошло восемь месяцев как Вы возглавляете областное Управление ЖКХ, каковы первые итоги своей работы хотели бы подвести?
- Итоги подводить в нашей отрасли – неблагодарное дело, потому что слово «итог» обозначает финиш, конечное достижение цели, а в нашей системе могут быть только промежуточные достижения и результаты. Но никак не достижение цели, поскольку развитие ЖКХ постоянный, развивающийся процесс, требующий значительных средств, преемственности в развитии и самое главное - единого концептуального подхода в государстве к реформам.
Сегодня каждый район, каждый город области понимает реформу ЖКХ по-своему. В основном это понимание сводится к решению проблем, наиболее значимых для каждого населенного пункта. Преодолевая ту или иную проблему - люди говорят о том, что мы реформируемся. Это неправильно. Проблемы нужно выделить в отдельный план работы и их решать, а реформа – это общий единый концептуальный подход к изменению всей системы. И вот когда мы добьемся принятия единой программы в области, где сквозными темами будут проходить одни и те же задачи, тогда у нас поэтапно, в определенных сегментах начнет меняться жизнь.
Как промежуточный итог работы управления за 2012 год, я бы определила позитивную динамику по созданию ОСМД, облегчение процессов создания их в области. Для чего мы провели ряд важных семинаров, много полезных встреч с председателями ОСМД, мы подготовили и ряд нормативных решений. Мы объяснили людям, что другого пути реформирования отношений в системе ЖКХ просто нет - эффективный собственник должен появиться в каждом доме, а как к этому прийти есть разные способы. Вот эти способы как раз мы и обсуждали - с появлением эффективного собственника возникает много вопросов – это и учет, контроль, эффективность, использование, обучение персонала. И тоже не один день мы будем идти по этому пути, но путь этот обозначен. И конечная цель, конечно же, не 2013 год, потому что здесь как раз в основном только психологический аспект понимания.
- Понимания того, что реформы в ЖКХ все же необходимы?
- Ну конечно. Старшее поколение помнит то время, когда жилищно-коммунальные услуги предоставлялись практически бесплатно. От государства этого ждут и сегодня. Но уже более 20 лет мы живем в другой независимой стране, а психология людей за этот период почти не изменилась. Мы как ждали чуда - что нам все сделают, и оно будет стоить символические деньги, так и продолжаем этого ждать.
Задача областного управления жилищно-коммунального хозяйства совместно с органами местного самоуправления – методично, целенаправленно добиваться того, чтобы люди понимали, что изменения в сфере жилищно-коммунальных услуг вызваны жизненной необходимостью. Кроме того, необходимо также добиваться и изменения мышления и подходов к работе специалистов, которые обеспечивают реформирование этой отрасли.
Хотелось бы отметить наших председателей ОСМД, которые сегодня героически преодолевают стереотипы мышления. У них сегодня самый нелегкий труд, они стоят фактически на передовой как во взаимоотношениях с жильцами, так и на передовой во взаимоотношениях с властью. Им необходимо помогать и мы это делаем.
Задача нашего управления – методично, шаг за шагом приближаться к тем целям, которые поставлены перед нами руководством области и государства.
Не секрет, что никакая реформа невозможна без учета и контроля. Пока мы не наладим системный учет и контроль в системе жизнеобеспечения, пока мы не поймем, что та же вода – это государственный товар, а не что-то данное нам Богом бесплатно, мы не научимся считать деньги нашей отрасли, мы не станем рачительными хозяевами, мы будем и дальше воспринимать всё как «халявное» доступное и бесплатное. Тут опять же необходимо изменение сознания людей. Ведь нужно понимать, что нельзя взять и пробурить скважину и пользоваться бесплатно водой, при этом заключив договор только на сток канализационный или иметь выгребную яму.
- Получается, что реформы начинаются «в головах» людей?
- Можно и так сказать – только не «в головах», а в сознании людей. Если понимать, что нам нужно изменить сегодня психологию человека, то наши отраслевые управления в районах, городах и поселках городского типа должны сделать практически невозможное. И вот методично, весь 2012 год был этому посвящен, все селекторные совещания под руководством губернатора Николая Костяка, все практические совещания и встречи в районах и в областном управлении, были посвящены этой теме. Я бы хотела, чтобы СМИ тоже помогали в этом процессе, ведь от этого все только выиграют.
Еще раз подчеркну, в системе ЖКХ должен появиться рачительный хозяин - в каждой области, в каждом селе, в каждом районе. И понимание этих вещей мы и должны обеспечивать.
- Почему, по Вашему мнению, реформирование ЖКХ происходит не так быстро, как этого хотелось бы?
- Основной причиной, которую я бы поставила на первый план, является отсутствие профессиональных кадров. Сегодня нам приходиться принимать на работу людей и делать из них специалистов в отрасли ЖКХ как говориться на ходу. Больше всего это чувствуется в районах, когда из-за отсутствия возможности содержать самостоятельное районное управление ЖКХ, чаще всего в одной структуре совмещены и АПК, и ЖКХ. Более того, в городах ситуация с кадровым потенциалом не лучше. Люди чаще всего набираются по принципу «хороший человек».
Также одним из ключевых препятствий на пути реализации поставленных задач по модернизации сферы жилищно-коммунального хозяйства является отсутствие четкого взаимодействия в рамках самой отрасли. На данный момент нормативная база относит к компетенции областных управлений ЖКХ функции исключительно статистические и координирующие, а механизм контроля за процессом реформирования - отсутствует. Такую ситуацию необходимо урегулировать на законодательном уровне. А моя задача сегодня как руководителя областного звена добиться понимания всех участников процесса реформирования, в объединении усилий для выполнения поставленных задач губернатором и мы эту задачу выполним.
- Какие ближайшие планы развития ставит перед собой возглавляемое Вами управление?
- Областное управление ЖКХ ставит перед собой новые цели и задачи, которые определены Национальным планом действий по стране и являются для нас приоритетными. Поручения Президента Украины, Правительства, главы облгосадминистрации ставят перед нами масштабные задачи, направленные на одно – улучшить жизнь людей в наших городах и селах.
А что мы видим по факту – по факту координация действий большинства властных структур на сегодняшний день практически отсутствует. Наша задача – отладить механизм этой координации и уже в 2013 году мы должны подойти к реализации реформ через унифицированные на 80% программы реальных действий. Например, если есть четкая задача - установка счетчиков воды 1 июля, то есть полный учет воды в области должен быть выполнен, как задача поставленная в Национальном плане действий, как реализация Указов Президента. Поэтому задача должна быть и в Горностаевке и в Брилёвке такой же актуальной и важной для всех, понятной и обязательной для исполнения и депутатами, и чиновниками местного самоуправления, и мэрами. Тогда и будет реальное продвижение реформ.
- Мы общаемся накануне профессионального праздника работников ЖКХ, что Вы лично хотели бы пожелать своим коллегам?
- Прежде всего, хотелось бы поблагодарить коллег за понимание и конструктивное сотрудничество. Ежегодное «испытание» для всех коммунальщиков - отопительный сезон подходит к концу. Мы прошли отопительный сезон с минимальными аварийными проблемами, а если они и были, то они решались в настолько сжатые сроки, что особых нареканий населения не было. Итоги его будут рассмотрены на апрельской коллегии, но уже сейчас хочу выразить благодарность работникам местного самоуправления, директорам коммунальных предприятий, обеспечивающих подачу тепла, всем коммунальщикам за то, что этот отопительный сезон мы все-таки прошли достойно. Мы вышли с очень неплохими показателями по оплате за потребленный газ, конечно же, есть долговые обязательства, но наша область «не пасет задних». Кроме того, мы смогли добиться значительного улучшения рейтинговых показателей по Украине. Мы выполнили те задания, которые ставил перед нами глава облгосадминистрации Николай Костяк.
Я просто горжусь тем, что работаю с профессионалами и желаю им стабильного развития, финансового благополучия, организационного порядка и, конечно же, всем коммунальщикам и их семьям желаю здоровья, хорошего настроения и простого человеческого счастья!
Записала Инна Мостовая