Херсонские ОСМД: Первые шаги термомодернизации

Лишь десятки ОСМД пользуются своими теплопунктами. Благодаря им, можно меньше платить за централизованное отопление. Как минимум, на 15-20 процентов.

Вниманию читателей – тематическое интервью с председателем ОСМД «Берег – 5» Виктором Тоцким:

- Сколько вам понадобилось времени от идеи до установки индивидуального теплового пункта в подвале дома?

Идея возникла 2018 году на форуме по энергосбережению, который проходил в Херсоне в ККЗ «Юбилейный». На этом мероприятии были представители компании «Данфос» (Дания), ООО «группа компаний «Теплотехника» и другие специалисты из сферы энергосбережения.

На форуме я общался с инженером Андреем Карпачёвым. Пригласил его к нам на общее собрание 22.04.2018 года. Во во дворе ОСББ (проезд Береговой -5) был и представитель «Укргазбанка», который сказал нам о «тёплом кредите». Сразу же после собрания мы притупили к сбору подписей. Правда, на это у нас ушло около двух месяцев, плюс сбор необходимых документов для банка.

После того получили гарантии от города, что в бюджете имеется достаточная сумма компенсации для нас (компенсация от города составила 220,2 тыс. грн). Работы же начались в сентябре 2018 года.

- Каково название ИТП?

Индивидуальный тепловой пункт. Как такового названия нет, были использованы разные комплектующие разных производителей, как украинских, так и зарубежных (в основном).

- Виктор Владимирович, были ли у вас варианты выбора ИТП?

На сегодня в Херсоне работает единственная фирма, которая имеет многолетний опыт в данной сфере, более того, они уже устанавливали ИТП в 2016 году в ОСМД «Комфорт» на Комкова, 89. Это был их первый проект, реализованный там.

Кстати, наиболее активные жильцы ездили вместе со мной туда, по тому адресу. Увидели собственными глазами, как работает ИТП. Услышали восторженные отзывы председателя того дома. Поэтому вскоре приняли решение: работать с «Теплотехникой».

- Вы прошли обучение по работе с ИТП?

Не нужны специальные знания. Достаточно лишь того, чтобы специалист фирмы рассказал о действиях, какие я могу предпринять, чтобы регулировать подачу теплоносителя. Ведь за технические процессы отвечает автоматика, а человеческого вмешательства практически не требуется.

- У Вас есть специальный сертификат?

Есть диплом о высшем образовании Одесского национального политехнического университета, Институт компьютерных систем, кафедра специализированных компьютерных систем. Этого достаточно, чтобы понимать в общем принцип работы ИТП.

- Сколько платите за сервисное обслуживание?

Первый год после установки – бесплатно. А далее – по 400 грн в месяц. За сезон выходит 2400 грн. Если учитывать, какая у нас экономия на пониженном потреблении теплоносителя, то это совсем небольшие деньги для бюджета нашего дома. Мы не обязаны заключать договор на сервисное обслуживание. Мы вправе от него отказаться и заниматься регулировкой ИТП самостоятельно, как это уже делает председатель ОСМД «Комфорт».

- Кто инструктировал Вас по технике безопасности?

- На данный момент я не занимаюсь настройкой ИТП, это делает инженер из «Теплотехники». По этому, мне не нужно было проходить специальный инструктаж по технике безопасности. Моё вмешательство в работу ИТП ограничивается корректировкой графика температурного режима, которую я выполняю с помощью своего смартфона, удалённо.

- Сколько электроэнергии потребляет теплопункт в месяц?

Мы стали больше потреблять электроэнергии практически в два раза. Из-за ИТП наш дом стал потреблять больше на 500-600 квт/ч, чем до его установки.

- А сантехник дома имеет допуск к работе в ИТП?

У нас в доме с начала создания ОСМД нет своего штатного сантехника. Его функции выполняет председатель. Раньше, когда системы водоснабжения, отопления и водоотведения были в разрушенном состоянии, после «обслуживания» ЖЭКом, было гораздо сложнее выполнять роль сантехника. Теперь же, после восстановления всех систем жизнеобеспечения дома, работа в подвале – это как «игра на пианино» Когда все вентили подвижные, с лёгкостью можно перекрыть любой стояк, слить воду с батарей и тому подобное.

У меня нет сложностей в работе с документацией. Если вопросы и возникают, то я в любой момент могу обратиться к специалистам. Мне дадут ответ на тот или иной вопрос. В этом и заключается их техническая поддержка, за которую стоит платить 400 грн/мес, по крайней мере, на первом этапе функционирования ИТП.

- Можно ли регулировать температурный режим с помощью смартфона, не выходя из дома?

Да, я именно так и делаю. Мы подключили ИТП к Интернету. Жильцы имеют «гостевой» доступ на сайт с настройками, но они не могут ничего настраивать. При этом могут сами мониторить графики и колебания температур подачи/обратки в нашей отопительной системе.

- Предусмотрен ли шумовой порог при работе теплопункта?

Согласно технической документации на ИТП допускается шум до 25 дБ в жилом помещении, граничащим с тем помещением, где установлен ИТП.

- Какие изоляционные материалы вы применили для шумового поглощения?

Применил вспененный каучук. Оклеены часть стены и потолок в том месте, где работает ИТП. Плюс ко всему, работники «Теплотехники» установили амортизаторы на стойки рамы с трубами и насосами, использовали резиновые вставки между всеми металлическими трубами и бетонной стеной, чтобы лёгкая вибрация не передавалась от труб с теплоносителем.

- Сколько процентов по кредиту вернулось ОСМД?

Благодаря программе «теплый кредит» мы получили государственную компенсацию в размере 40% и от города 30%.

- Ваши пожелания и предложения по совершенствованию функционирования ИТП?

Чтобы получать максимальную экономию в 30-35%, необходимо и далее утеплять дом, сокращать теплопотери в квартирах и в местах общего пользования, чистить батареи и стояки, делать замену стояков в квартирах. Продолжаю работу с жильцами, приводя аргументы в пользу внедрения энергосберегающих технологий.

- Действует ли телефонная линия с консультантом фирмы, установившей ИТП?

Есть прямые телефоны сотрудников фирмы и диалоги через вайбер. Постоянная связь с фирмой – это очень важно. Наиболее частые вопросы на данном этапе – балансировка подачи теплоносителя в каждый подъезд. Задача – добиться того, дабы каждый подъезд получал достаточное количество теплоносителя. Достичь этого нам позволяет настройка балансировочных клапанов, установленных в каждом подъезде вместо элеваторных узлов (так было раньше).

- Сколько тепла получил Ваш дом в январе 2018 и январе 2019 года?

Вот наши цифры: в январе 2018-го потребили 149 Гкал, я в январе 2019-го, с теплопунктом, - 133,5 Гкал. В прошлом году 1 Гкал стоила 1309 грн, в этом году-1621 грн. За квадратный метр платили 24,3 грн, а теперь -27,5 грн.

Мы получаем достаточное количество тепла, чтобы обеспечить комфортный температурный режим в большинстве квартир. Это на уровне от 19 до 24 градусов по Цельсию. Поступают единичные жалобы жильцов, у которых бывает 17-18 градусов в квартире.

Но это в основном на первых этажах, до которых доходит меньше тепла (это недостаток системы с верхней разводкой). Планируем утеплить весь подвальный потолок. Тогда нижние этажи получат дополнительно 1-2 градуса тепла. Установим и энергосберегающие окна, что сохранит больше тепла.

Добавлю, что по сравнению с соседними домами (они имеют аналогичные разводки, количество квартир и планировки), мы стали потреблять на 15-20% теплоносителя меньше, чем без теплового пункта.

- Необходима ли постоянная вентиляция подвала, где функционирует ИТП?

- В этом нет необходимости. Однако, при желании, можно включать вентиляцию. При возникновении аварийной ситуации принудительная вентиляция включится автоматически. Также предусмотрена автоматическая откачка воды, если будет порыв в помещении, где установлено оборудование.

Беседовал Леонид КАЛИНОВЫЙ

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон