«Новый шелковый путь» предполагающий системную работу по организации перемещения грузов (в частности из Китая в страны ЕС), кроме необходимости значительных организационно-инфраструктурных решений, задействования транспортного потенциала государств, участвующих в его реализации, должен иметь высокопрофессиональный кадровый потенциал.
Если, в качестве примера, рассмотреть экспериментальный контейнерный поезд, отправленный в январе 2016 года из г.Черноморска (экс-Ильичевск) в Китай, то для его доставки в пункт назначения, были задействованы, кроме Украины и Китая, транспортно -логистические структуры Грузии, Азербайджана и Казахстана.
Учитывая возможную вариативность маршрутов с предполагаемым выходом к Балтийскому морю, к упомянутым уже странам, можно добавить, как минимум, Литву, Беларусь, Турцию и Иран.
Наличие высокопрофессиональных кадров - залог успеха
Для эффективной реализации данного глобального проекта, принимающие в нем участия морские порты, стивидорные компании, логистические центры должны иметь обладающий необходимыми знаниями и опытом персонал, адаптированный к работе как на территории своего государства, так и на территориях государств-партнеров.
Проблема наличия необходимых кадров отмечается как в разрабатываемых Министерством инфраструктуры Украины стратегиях так и в программных документах, утверждаемых Кабинетом министров Украины.
Подготовка новых и переучивание имеющихся кадров предусмотрена и в упомянутом выше ТЭО. С похожей проблемой сталкиваются не только в Украине. При этом подходят к ее решению по разному.
Например, в морском порту турецкого города Трабзон, сделали упор на обучение портовых работников смежным специальностям, считая одной из основных задач полную и всестороннюю взаимозаменяемость.
«Новый шелковый путь» в образовании - событие с претензией на историческое
Но, вернемся к событиям, имевшим место 14 декабря в Посольстве Литовской Республики в Украине. Принявшие участие в презентации ТЭО осуществления государственно-частного партнерства реализации проекта «Модернизация объектов портовой инфраструктуры Херсонского и Скадовского морских торговых портов», помимо инициировавшего данное мероприятие Чрезвычайного и Полномочного Посла Литовской Республики в Украине МарюсаЯнукониса, Послы и представители Посольств Грузии, Турции, Ирана, Казахстана, Таджикистана, Народных депутатов Украины, заместителя Министра инфраструктуры Украины Виктора Довганя, мэра города Херсона Владимира Миколаенко, заместителя главы Херсонской ОГА Александра Адамчика, представителей дипломатических кругов и бизнесменов из разных стран стали свидетелями не декларируемой необходимости а начавшей реализовываться инициативы.
Присутствующие стали свидетелями исторического события, инициирования реализации образовательного проекта в рамках «нового шелкового пути». В этот день были подписаны меморандум о сотрудничестве между основным инициатором, генеральным директором ГК «Содружество», председателем правления «Балтийско-Черноморского экономического форума» Виктором Поповым и вице-ректором Вильнюсского Университета Миколаса Ромериса Ингой Жаленене.
Согласно данному документу будут готовиться необходимые специалисты для участия в эффективной реализации проекта развития портов, разработки и реализации оптимальных логистических моделей перемещения грузов и т.д.
Также, в контексте практической реализации предложенной межгосударственной модели обучения специалистов, ректором Херсонского экономико-правового института Валентиной Покотиловой и вице-ректором Вильнюсского Университета Миколаса Ромериса Ингой Жаленене был подписан меморандум о сотрудничестве между данными Херсонским и Вильнюсским ВУЗ-ами.
Подписанию этого меморандума предшествовала совместная работа представителей упомянутых высших учебных заведений по согласованию программ обучения, дающих возможность поэтапного прохождения обучения в Херсоне и Вильнюсе с получением двойных дипломов о высшем образовании – Украинского и Литовского. Кроме того, выпускники данный совместных программ, по окончанию обучения будут уже адаптированы для работы по специальности как на территории Украины так и на территории Литвы.
Учитывая предварительно проведенные переговоры и уже имеющиеся партнерские отношения с университетами Турции, Грузии и Азербайджана, есть все основания ожидать, что в ближайшее время к стартовавшей Херсонско-Вильнюсской инициативе создания «нового шелкового пути» в образовании присоединяться ВУЗ-ы г.Трабзона (Турция), г.Батуми (Грузия) и г.Баку (Азербайджан).
Владимир МАКУХА