Турция открывает новые перспективы для Херсонщины

Херсонщина заинтересована в развитии конструктивного диалога с турецкими партнёрами для перспективы создания фундамента эффективного и долгосрочного сотрудничества между предприятиями и организациями Херсонщины и турецких городов, таких как черноморский портовый Трабзон.

«Новый шелковый путь» - есть ли перспективы для Херсонского морского порта?

Экономический пояс «шелкового пути» включает в себя страны, через которые он проходил исторически в Центральной, Западной Азии на Ближнем Востоке и Европе. Подразумевает развитие данных регионов в связанное экономическое пространство с помощью развития инфраструктуры, расширения культурных и экономических связей.

Одним из основных инициаторов и бенефициаров проекта «Новый шелковый путь» является Китай, который считается мировым лидером инвестиций в транспортную инфраструктуру, способствующую увеличению объемов перемещаемых грузов. На данный момент ежегодный объем грузопотока из Китая только в страны ЕС составляет в среднем от 240 до 260 млн. тон в год.

Заявляет о готовности стать активным участником проекта и Украина, имея на Черном и Азовском морях, а также в устье Дуная 13 морских портов, общая возможность по обработки грузов которых составляет 230 млн. тон в год.

Делая акцент на железнодорожное грузовое сообщение, с использованием морских переправ, Китай согласовал новые маршруты движения грузовых поездов, среди которых указываются маршруты из Китая (Чжэнчжоу) в Словакию, Польшу и Венгрию, проходящие через территорию Украины.

При этом, учитывая фактические возможности морских портов Украины (в частности глубины у причалов), предусматривается движение данных грузов через порт города Черноморск (экс-Ильичевск). По ту сторону Черного моря приоритетными считаются грузинские порты городов Батуми и Поти, на Балтике большие перспективы у польского порта города Гданьск.

А что же Херсон? Объективно, находясь за пределами пятерки основных портов Украины, рассчитывать на попадание в приоритетный список предприятий, которым уделяется особое внимания со стороны государства, Херсонскому морскому торговому порту не стоит. Но данное положение открывает перспективы для экспериментов.

Не случайно именно Херсонский морской порт в подготовленной «Национальной транспортной стратегии Украины до 2030 года» был определен для реализации на его базе пилотного проекта по передаче его в концессию.

Отработка на его базе одной из моделей государственно-частного партнерства во-первых свидетельствует о неготовности государства выделять финансирование на его реформирование и развитие, во-вторых частично констатирует понимание значительных рисков реализации пессимистического прогноза его развития, сопровождающегося окончательной потерей конкурентоспособности в случае не привлечения частных инвестиций.

Вот только заложенные в программном документе Министерства инфраструктуры Украины сроки, предусматривающие реализацию указанного «пилотного проекта» по передаче его в концессию в 2017 году, уже не соблюдаются.

Херсон-Клайпеда – перспективы взаимного развития

Одним из наиболее эффективно работающих портов Балтийского моря, обрабатывающим более 40млн.тонн грузов в год, является Клайпедский морской порт. При этом попадание его в сегмент приоритетных портов «нового шелкового пути» является далеко не бесспорным.

Имея достаточно большие глубины у причалов (до 2020 года планируется их увеличение до 17,5м.), развитую сеть движения специализированных поездов-контейнеровозов (включая контейнеровоз «Викинг», курсирующий между портами Клайпеда и Черноморск), порт имеет и серьезного конкурента на Балтике в лице польского порта города Гданьск.

Принимая во внимание геополитические вызовы и необходимость разработки новых логистических моделей перемещения грузов, в мае этого года, во время проведения в г.Клайпеда первого этапа «Балтийско-Черноморского экономического форума», был подписан меморандум о сотрудничестве между морскими портами городов Херсона и Клайпеды.

Пристальное внимание к Клайпедскому морскому порту было уделено в Херсоне еще в конце 2014 года, когда, опираясь на факты успешного реформирования, осуществленного в данном балтийском порту с переходом к формату управления в рамках подготовленной модели государственно-частного партнерства, власти города обратились за помощью к литовским коллегам с просьбой в подготовке проекта реконструкции и развития ХМТП.

Первые шаги соединяющие порты

Подготовленно специалистами Литвы и Украины технико-экономического обоснование осуществления государственно-частного партнерства реализации проекта модернизации объектов портовой инфраструктуры Херсонского морского торгового порта и его эффективного развития. Данный предметный документ 8 ноября официально зарегистрирован для изучения и принятия решения Министерством инфраструктуры Украины.

При этом, не дожидаясь от Министерства официального старта его реализации, понимая, что ситуация, в которой находится Херсонский морской торговый порт, стимулирует к срочным действиям, - инициаторы проекта и команда «Балтийско-Черноморского экономического форума» приступила к подготовке фундамента для его эффективной реализации.

Принимая во внимание наиболее перспективную связующую роль между морскими портами Херсона и Клайпеды за железнодорожным транспортом, учитывая, что железнодорожная сеть Украины является одной из самых больших в Европе – 19 790 км из них 9 354,8км (47,3%) электрифицированы, в ноябре этого года генеральным директором ГК «Содружество», председателем правления «Балтийско-Черноморского экономического форума» Виктором Поповым и председателем правления литовской стивидорной компании «KAMINERA» Аруносом Тума был подписан меморандум о сотрудничестве.

Компания «KAMINERA», работающая с морским портом г.Клайпеда, была признана в 2016 году компанией №1 в Литве по организации перемещения грузов железнодорожным транспортом. Имеет положительную историю эффективного сотрудничества с Белорусской железной дорогой.

Трабзон – сотрудничество с реальными перспективами

Жизнеспособность и перспективность, подготовленного специалистами Литвы и Украины, ТЭО осуществления государственно-частного партнерства реализации проекта модернизации объектов портовой инфраструктуры Херсонского морского торгового порта и его эффективного развития нашло свое подтверждение и по ту сторону Черного моря.

27 ноября в турецком городе Трабзон произошли события, которые могут стать историческими в судьбе не только Херсонского морского торгового порта но и Украины в целом. Морской порт города Трабзона успешно прошел путь, которым только намереваются пройти их херсонские коллеги. Соизмерим по величинам и срокам вложения, финансовый план инвестиций, предусмотренный по Херсонскому морскому порту и фактически реализованный в порту г.Трабзон.

21 ноября 2003 года, в рамках реализации модели государственно-частного партнерства, порт был передан в управление, сроком на 30 лет, компании «Альбайрак Холдинг». Специалисты турецкого порта, изучив зарегистрированное Министерством инфраструктуры Украины ТЭО, нашли в нем очень много общего с тем планом, который они реализуют в Трабзоне на протяжении 14-ти лет.

За это время морской порт Трабзона уже увеличил свой годовой грузооборот в три раза, уверенно заняв первое место среди налогоплательщиков города. Аналогично запланированному в проекте по Херсонскому порту, в Трабзоне полностью оправдал себя курс на переучивание специалистов, работающих в порту.

На данный момент рабочий персонал порта обучен работе на всех видах эксплуатируемой техники, а объемы обрабатываемых грузов на одного сотрудника порта в год выросли до 16 тысяч тон. Согласно информации и.о. директора ГП «ХМТП» Андрея Соколова по Херсонскому морскому порту данный показатель меньший ровно в 10 раз.

Потенциал порта по перевалке грузов увеличен до 10млн.тон в год. Емкость складов для хранения грузов – 5 млн.тон в год. Свой весомый шаг на пути к эффективному участию в «новом шелковом пути» порт Трабзона и власти города планируют сделать, объявив о реализации амбициозного проекта строительства железной дороги со сроком ввода в эксплуатацию к 2021 году.

Учитывая реализованный в этом году совместный Турецко-Азербайджано-Грузинский проект БТК, объединивший железной дорогой города Баку, Тбилиси и турецкий город Карс, реализация проекта строительства железной дороги в Трабзон дает реальные перспективы для его порта стать активным участником «шелкового пути».

Видя значительные перспективы, при условии реализации подготовленного литовскми и украинскими специалистами, проекта реформирования и развития ХМТП, руководство морского порта города Трабзон приняло решение присоединиться к его реализации.

В связи с этим, 27 ноября 2017 года в городе Трабзон генеральным директором порта Трабзон Музаффером Эрмисом и генаральным директором ГК «Содружество», председателем правления «Балтийско-Черноморского экономического форума» Виктором Поповым был подписан меморандум о сотрудничестве.

Данное историческое событие было высоко оценено мэром города Трабзон Орханом Февзи Гюмрючоглу, который высказал свои большие надежды не только в развитии активного, взаимовыгодного сотрудничества между морскими портами Трабзона и Херсона но и перспективой создания на их основе фундамента эффективного и долгосрочного сотрудничества между предприятиями и организациями Херсонщины и Трабзона.

Владимир МАКУХА

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон