Новые перспективы для Херсонского и Скадовского морских торговых портов

Обсуждались в минувший четверг, 14 декабря в Посольстве Литовской Республики в Украине, где была проведена презентация Предложения об осуществлении государственно-частного партнерства реализации проекта модернизации объектов портовой инфраструктуры Херсонского и Скадовского морских торговых портов и их эффективного развития, поданного на рассмотрение Министерства инфраструктуры группой компаний «Содружество».

Инициатором проведения презентации выступил Чрезвычайный и полномочный Посол Литовской Республики в Украине Марюс Януконис.

В презентации приняли участие Послы и представители Посольств Грузии, Ирана, Казахстана, Литовской Республики, Таджикистана, Узбекистана, Турции, заместитель Министра инфраструктуры Украины Виктор Довгань, заместитель главы Херсонской областной государственной администрации Александр Адамчик, мэр города Херсона Владимир Миколаенко, директор ГП «Херсонский морской торговый порт» Андрей Соколов, представитель морского порта города Трабзон Угур Эроглу, представители дипломатических ведомств и бизнеса из разных стран Европы и Азии.

Предложение об осуществлении государственно-частного партнерства было подготовлено специалистами Литовской Республики и Украины, опираясь на положительный опыт реализации проектов модернизации морских портов с привлечением частного бизнеса. В качестве одного из базовых примеров был использован успешный опыт реформирования и развития морского порта города Клайпеда (Литовская Республика), результатом которого стало увеличение его годового грузооборота до более 40 млн.т. в год.

Предложение об осуществлении этого проекта на условиях государственно-частного партнерства находится на рассмотрении Министерства инфраструктуры Украины с 8 ноября 2017 года.

Во время презентации было отмечено, что данная инициатива осуществлена базируясь на Законе Украины «О государственно-частном партнерстве и разработанной Министерством инфраструктуры «Национальной транспортной стратегии Украины до 2030 года», согласно которой, Херсонский морской торговый порт должен был быть передан в концессию в 2017 году.

Проектное предложение представили генеральный директор ГК «Содружество» Виктор Попов и руководитель экспертной группы разработчиков проекта, доктор экономических наук, профессор Ирина Запатрина.

Было отмечено, что по Херсонскому и особенно по Скадовскому морским торговым портам прослеживается явная тенденция падения грузооборотов, что свидетельствует о негативных перспективах их развития.

При этом тенденции, которые наблюдаются по Скадовскому МТП свидетельствуют о явных угрозах его существования (проектная мощность – 1,3млн. тон в год, фактически обработано в 2016г. – 32,9 тыс.тон). Входящий в состав порта портопункт Хорлы, который до обретения Украиной независимости переваливал только песка порядка 4 млн.тон в год, отправляя его в основном в Крым и на Кавказ, уже остановил свою работу.

В качестве примера была упомянута и судьба Генического (Херсонская область) морского порта, вопрос необходимости модернизации которого с использованием модели государственно-частного партнерства поднимался еще в 2008 году, но так и не был реализован. Как результат – Генический морской порт прекратил свое существование.

Учитывая тенденции падения транзитных грузов через морские порты Украины (согласно проекту актуализированной Министерством инфраструктуры Украины «Стратегии развития морских портов Украины на период до 2038 года», за период с 2012 по 2016 год объем транзитных грузов, обрабатываемых в морских портах Украины, сократился в три раза с 33,3 млн.тон до 10,3млн.тон) основное внимание по развитию транзитных перевозок будет уделяться морским портам Одесского региона, что сопряжено с дополнительными рисками для развития (существования) морских портов Херсона и Скадовска.

Руководитель Херсонского порта Андрей Соколов объяснил, что падение грузопотока на предприятии действительно связано с общей ситуацией на рынке: «Порт лишь частично приспособлен к перевалке пищевых грузов. Без инвестиций и модернизации – это естественный процесс потери позиций на рынке, где меняется номенклатура грузов».


Представленный в Посольстве проект демонстрирует готовность его инициаторов, обеспечить, в рамках предложенной модели государственно-частного партнерства, реализацию поэтапного плана реформирования и модернизации Херсонского и Скадовского морских портов с внесением, соответственно, 24 млн.250тыс. долларов США инвестиций в Херсонский МТП и 8млн.700тыс. долларов США в Скадовский МТП.

В результате реализации проекта предполагается достичь таких результатов:

- увеличить годовой грузооборот Херсонского МТП в три раза, обеспечить выход Скадовского МТП – на проектную мощность;
- решить экологические проблемы, связанных с существующей открытой перевалкой сыпучих грузов;
- повысить профессиональный уровень работающего персонала;
- увеличить поступления в государственный бюджет на 278%, в областной бюджет на 180%, в местные бюджеты на 39%.

Участники презентации в своих выступлениях обратили внимание на важность запуска этого проекта и обеспечение проведения конкурса на привлечение к его реализации частного партнера в условиях максимальной открытости и непредвзятости.

В присутствии Послов и представителей Посольств было отмечено, что решению этой задачи может содействовать привлечение международных финансовых организаций (ЕБРР, МФК и других) в рамках совместных программ, реализуемых ими сегодня совместно с Министерством инфраструктуры Украины.

Выступающие отметили, что часть выделенных в рамках программ поддержки передачи украинских портов в концессию средств целесообразно было бы использовать на подготовку конкурсной документации и проведение открытого конкурса по этому проекту.

«Нам очень нужно публичное внимание. Участники рынка ориентируются друг на друга. Скажем, есть компания, заявившая о своем интересе в инвестировании в порт. Остальные получают сигнал, что это может быть интересно. В результате конкурс будет в разы продуктивнее. И было бы гораздо более подозрительно, если бы компании не делали такие ходы публичными. А публичность – это именно то, в чем заинтересован порт», - считает директор ХМТП Андрей Соколов.

Особое внимание при обсуждении было уделено вопросам практической способности потенциальных победителей конкурса в обеспечении транзитных грузопотоков через порты Херсонской области и содействии включения их в международные транспортные коридоры, что является ключевым условием успешности реализации предложенного ими проекта.

Присутствующие на презентации представители дипломатического корпуса и бизнес -структур из разных стран Европы и Азии выразили заинтересованность в участии реализации обсуждаемого проекта совместно с ГК «Содружество», в том числе в рамках создания для этой цели совместных предприятий.

Инициатором проекта – ГК «Содружество» уже подписано целевые меморандумы о сотрудничестве с морским портом Трабзона, стивидорной компанией "KAMINERA", работающей с морским портом Клайпеды и являющейся №1 в организации железнодорожных грузовых перевозок в Литве и Беларуси.

Готовность переориентации своих грузов на порты Херсона и Скадовска, в случае реализации данного проекта, засвидетельствовали ряд крупных зернотрейдеров и представителей грузооператоров из Турции и Ирана.

Татьяна САФОНОВА