Цены на лекарства для херсонцев станут ниже

В правительстве в очередной раз заговорили о том, что следует понизить цены на лекарства, в первую очередь, на так называемую «сердечную» группу.

Добиться этого хотят путем выплат компенсаций по «льготным» рецептам, которые будут выдавать исключительно врачи.

С одной стороны таким путем хотят уберечь население от самолечения, с другой – повысить уровень социальной защищенности.

Программу планируют запустить с 1 октября. Для ее реализации нужно 200 млн. грн.

Как заявил и.о. Министра здравоохранения Виктор Шафранский: «Она (программа – авт.) будет распространяться на лекарства, которые понижают артериальное давление.

Пока что мы на совещаниях дискутируем о размере компенсации – будет ли это 100% возмещение или это будет частичная компенсация, например, 70% или 50% стоимости. Возможно, для кого-то мы внедрим 100% возмещение, например, для ветеранов».

Варианты поиска решений планируют обсудить уже в начале следующей недели. Главный вопрос: откуда взять те самые 200 млн. грн (при компенсации 50% стоимости и только на IV квартал этого года).

Есть вариант, что это будут: «...средства из бюджета Минздрава. Средства на реимбурсацию на 2017 год планируем заложить в госбюджет-2017».

Другой путь – переложить это на плечи местных бюджетов (тогда о Программе можно будет забыть – местные бюджеты не потянут еще и это). И.о. министра считает, что «компенсации» позволят уйти от самолечения, что является категорически неприемлемым методом лечения.

Такая Программа не «новинка». Подобная практика уже существовала в Украине. Эксперты констатируют: это существенно повлияло на смертность.

«Почему так произошло, - задается вопросом министр. - Пациенты начали принимать лекарства регулярно. Если это не делать регулярно, то все пойдет насмарку». Думаю, что тут и нет смысла. У человека недуг. Нет средств. А тут предлагают лекарство. Кто же откажется?

Программа работала, страшно сказать, в 2013 – 2014 годах (при «папередниках»). Как заявил главный терапевт Минздрава Василий Нетяженко, в 2013 году было выделено из госбюджета 192 млн. грн, а в 2014 139 млн. грн.

В том же 2013 году число вызовов скорой помощи по поводу гипертонических кризов сократилось на 16%, а в 2014 еще на 11,4%. В этот же период наблюдалось снижение заболеваний гипертонической болезнью.

Те, кто торгует лекарствами, не до конца уверены, что инициатива «выстоит». Эксперты высказывают сомнения, что «непрозрачность», «перекосы», «компенсации своим» приведут к тому, что Программа «умрет».

Есть минусы и с точки зрения подготовки врачей: незнания как выписывать определенные рецепты (формы); низкий уровень общей информированности о Программе; участие в ней маленького количества аптек.

В Министерстве уверяют – круг участников Программы будет расширен: «В идеале хотим сделать так, чтобы любой человек с повышенным артериальным давлением мог получить реимбурсацию».

У узких специалистов есть ряд своих замечаний, в первую очередь, это участие самого пациента в Программе – строгое выполнение предписаний врача, одно из которых ведение «дневника лечения».

О том, какие категории будут получать препараты, сказал заместитель министра Игорь Перегинец: «Мы хотим, чтобы люди, особо уязвимые категории – дети, инвалиды, пенсионеры – могли получить бесплатно лекарства.

Врач будет выписывать рецепт, и они будут идти с ним в аптеку и там бесплатно или с минимальной доплатой будут получать необходимое лечение».

Он же озвучил и тему, которая затрагивает финансирование из местных бюджетов. Вопрос ставится значительно шире, и становится более дорогим, чем можно было себе представить.

Так чиновник высказал мысль о том, что бюджет будет оплачивать работу врачей и приобретение лекарственных форм, а содержание медицинских учреждений будет переложено на местные бюджеты.

Такой подход может привести к резкому снижению качества условий пребывания в стационарах; ухудшению обеспечения: инструментарием, перевязочным материалом, аппаратурой. Затраты по содержанию медицинских учреждений: тепло, электричество, вода и пр. дорогостоящие.

Если вопрос будет решаться в этом ключе, то местным бюджетам будет не под силу содержать широкую сеть стационаров и поликлиник, что, несомненно, приведет к резкому сокращению их числа, что в свою очередь не может не отразиться на состоянии здоровья всех категорий украинцев.

А такое станет возможным сразу же после того, как Верховная Рада примет закон об автономии медицинских учреждений.

При этом г-н Перегинец анонсировал то, о чем говорят эксперты: нельзя поголовно сокращать узких специалистов и все перекладывать на плечи «семейного врача»: «Мы планируем изменить систему, когда в поликлиниках есть только семейные врачи, как это внедрялось в последние годы. Мы хотим, чтобы там были и терапевты, и педиатры».

Не обойтись в рамках Программы и изменений на рынке фармакологических услуг. Следует помнить, что ВРУ приняла изменения в Закон «О лекарствах», которые касаются «дерегуляции рынка лекарств».

«...качественные лекарства, которые производятся и потребляются на рынках Европейского Союза, США, Канады, Австралии, Японии, теперь будут в абсолютно свободном доступе в Украине.

Эти лекарства являются качественными, эти лекарства имеют нормальную цену, не завышенную, как это происходит сегодня в Украине с лекарствами, которые регулируются дельцами фармацевтическими: кого – допустить на рынок Украины, а кого – нет",заявил в начале июня Премьер Гройсман.

Кроме того, цену на лекарства собираются «сбивать» путем введения референтных цен на рецептурные препараты (стоимость лекарства зависит от того, сколько оно стоит, на данный момент, в соседних странах). В министерстве уверены, что в такой способ удастся понизить цену до 40%.

К теме снижения стоимости лекарств Правительство возвращается регулярно, но реального снижения цен не наблюдается.

Напомню, что еще в апреле Премьер поручал Министерству здравоохранения и Министерству экономического развития и торговли в течение недели внести предложения, которые могли бы повлиять на формирование стоимости лекарств. О реализации «задания» информации не поступало.

Что же мешает Правительству побороть такой «недуг» как завышенные цены? У Премьера есть ответ: «...удешевление лекарств на рынке блокирует фармацевтическое лобби». О том же говорил и его предшественник. А результат?

За последние 2 года цены не только не стали меньше, они существенно выросли. «В этой сфере лобби настолько сильное, что любой шаг, который ты делаешь, сразу встречает сопротивление. Мы не будем сворачивать с выбранного пути...»,заявил Гройсман. Заявления на результат не влияют.

В Правительстве уверяют, что снижать цену будут и через закупку лекарств через специальные международные организации, что даст от 10 до 90% экономии.

Тот же Гройсман назвал вызовами для нового правительства чиновничьи барьеры для ввоза в Украину лекарств по нормальной цене: «Чтобы ввезти лекарства по нормальной цене... нужно преодолеть многочисленные барьеры, которые искусственно созданы чиновниками.

Это абсолютно недопустимо, так как чиновники иногда создают ... неконкурентную среду в нашей стране. От этого страдает непосредственно потребитель. Поэтому такие барьеры надо разрушать и мы их разрушим». Кто там кем руководит? Чиновники КМУ или все же КМУ ими?

В то же время ряд общественных организаций заявляют о том, что они провели анализ закупок при участии международных посредников и уверены, что в Украину будут поставлять препараты нижайшего качества, производимые или завозимые через страны «третьего мира».

На что Игорь Перегинец, заявил, - препараты неизвестных производителей на украинский рынок попасть не могут: «Международные организации, с которыми мы работаем, это две организации в системе ООН, которые имеют очень жесткие процедуры закупки, в отношении требований сертификатов качества, которые в большинстве случаев квалифицированны при ВОЗ, и уже так же со своей стороны гарантируют качество».

Кому верить? Сказать однозначно невозможно. Невозможно исключить вариант, что и «общественники» и «министерские» работают на фармолобби.

И все же, почему цены на лекарства в Украине такие высокие? Почему в разных аптеках, которые находятся на расстоянии 5 – 10 метров одна от другой, цены на один и тот же препарат разнятся на 10 – 30 – 50, иногда 100 грн?

Казалось бы, если фармацевтический рынок насыщен препаратами, то цены должны падать? А то, что государство ограничило объем наценки, должно способствовать еще большему их понижению.

На фоне девальвации гривны растет объем производства украинских препаратов. Значит, должно уменьшатся «давление» девальвированной гривны на цену. Все, что перечислено выше, достаточно ли его для того, чтобы цены были ниже, чем в ЕС? Увы, как и раньше, там цена ниже в 2 – 3 раза. Почему?

Специалисты называют пять постулатов:

- низкая конкуренция, на украинском фармацевтическом рынке;
- узкий ассортимент;
- минимальная регистрация в Украине готовых лекарственных средств;
- отсутствие препаратов, вещество которых указано в Национальном перечне основных лекарственных средств;
- существенная зарегулированность фармацевтического рынка.

Пока не будет решено вышеперечисленное, все «решения», «беспокойства» и «заявления» со стороны КМУ не более чем «Глас вопиющего в пустыне».

Что в результате? Подавляющее большинство граждан при минимальных доходах, с минимальным ассортиментом и максимальными ценах, не в состоянии купить те лекарственные формы, которые необходимы для нормального и качественного лечения их недугов.

Станет ли «новая - старая» Программа той самой желанной Панацей?

Сергей ОСОЛОДКИН

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон