Инициатива создания нового транспортного коридора Клайпеда - Беларусь - Херсон -Трабзон - Грузия - Баку возникла при обсуждении 17 января 2018 года на территории Посольства Турции в Украине, проекта реализации государственно-частного партнерства модернизации объектов портовой инфраструктуры Херсонского и Скадовского морских портов и их эффективного развития.
Проект, подготовленный специалистами Литвы и Украины должен обеспечить эффективное реформирование указанных портов Херсонской области, выведя их на необходимый уровень эффективной работы в системе международных транспортных коридоров.
Данная инициатива является актуальной и реалистичной, учитывая подписанный в мае прошлого года меморандум о сотрудничестве между морскими портами Клайпеды и Херсона, эффективную работу менеджмента группы компаний «Содружество», инициировавшей внесение проекта реформирования Херсонского и Скадовского МТП на рассмотрение Министерства инфраструктуры Украины, продемонстрировавшего способность в создании партнерских отношений, направленных на обеспечение эффективной работы транспортно-логистической цепи по перемещению грузов на участке от морского порта города Клайпеда через территории Беларуси и Украины, через порты города Херсона и Трабзона с выходом через Грузию и Азербайджан к одному из базовых портов «нового шелкового пути» на Каспийском море – порту г.Баку.
Губернатор области Трабзон: транспортный коридор Клайпеда - Херсон - Трабзон – перспектива эффективного развития
В последний день января текущего года, во время рабочей встречи с Губернатором области Трабзон Юджелом Яузом (на фото - второй слева) была отмечена важность реализации инициативы создания упомянутого транспортного коридора, который открывает большие перспективы не только в эффективном перемещении грузов с задействованием указанных портов, обеспечением их эффективной работы, сопровождающейся увеличением объемов обрабатываемых грузов, но и становится значительным стимулом организации многогранного сотрудничества между Клайпедой, Херсонщиной и областью Трабзон.
Комплексное видение инициировавшей проект ГК «Содружество», предполагающей создание единого логистического центра представителями стран-партнеров, налаживание системного сотрудничества между высшими учебными заведениями Литвы, Херсона и Трабзона, направленного на обеспечение подготовки профессиональных кадров, обеспечение надежного фундамента для эффективной реализации совместных бизнес-проектов нашло полную поддержку у руководителя области Трабзон.
Оговаривая детали плана реализации создания нового транспортного коридора было отмечено, что Трабзон, уже имея возможность эффективного перемещения грузов от своего морского порта к международному железнодорожному коридору БТК (Баку-Тбилиси-Карс) автомобильным транспортом, учитывая имеющиеся автомагистрали с высоким качеством покрытия(в частности трассы Е70), гарантирует строительство железнодорожной ветки от города Трабзон до железнодорожной станции города Эрзинкан (порядка 100км.).
План реализации инициативы по созданию транспортного коридора Клайпеда - Херсон - Трабзон рассмотрен в Министерстве транспорта Турции
По инициативе Херсона, 1 февраля в Министерстве транспорта Турции было проведено совещание по обсуждению плана реализации инициативы создания транспортного коридора Клайпеда-Беларусь-Херсон-Трабзон-Грузия-Баку. На данном совещании(на фото), при участии руководителей и специалистов подразделений Министерства транспорта Турции, представителя МИД Турции, представителя морского порта города Трабзон, второго секретаря Посольства Украины в Турции Георгия Филатова была достаточно детально отработана дорожная карта действий для обеспечения эффективной реализации данной инициативы.
Сам проект создания данного транспортного коридора был отмечен как актуальный и перспективный, способствующий выходу на новый уровень взаимовыгодного сотрудничества между задействованными в его реализации странами.
Турецкая сторона готова к активной реализации проекта
Учитывая заявленный Президентом Турции Реджепом Эрдоганом, во время недавней встречи с Президентом Украины Петром Порошенко, планом выхода в ближайшее время на объемы торговли между Украиной и Турцией в размере 10 млрд. долларов США в год, проект создания нового транспортного коридора должен стать одним из механизмов, направленных на его реализацию.
Кроме того, порты Трабзона и Херсона могут быть задействованы для обслуживания транзитных грузов, в частности перемещаемых по транспортному коридору «Север-Юг», проходящему через территорию Ирана. Может быть задействован для обслуживания суден класса Ро-Ро и морской порт Скадовска. При этом может быть отработан новый маршрут их перемещения, соединяющий порты Трабзона и Скадовска.
На участке между портами Херсона и Клайпеды, на данный момент, были отмечены хорошие возможности задействования железнодорожного сообщения через территорию Беларуси.
В качестве своего «домашнего задания», турецкая сторона обязуется выполнить работы по строительству железнодорожной ветки на участке от города Трабзон до Эрзинкана с выходом к международной железнодорожной ветке Карс-Тбилиси-Баку. Строительство данного участка железной дороги уже внесено в государственную программу Турции и должно быть закончено до 2023 года.
При этом, в случае достижения межгосударственного соглашения о необходимости ускорения ее строительства и ввода в эксплуатацию, данные работы могут быть выполнены и в более короткие сроки.
А что же Украина?
В процессе обсуждения планов совместных действий, было отмечено, что предполагаемые к задействованию в новом транспортном коридоре морские порты Херсона и Скадовска должны быть реформированы и приведены в состояний, которое в организационно-правовом и техническом плане обеспечит эффективное и качественное обслуживание грузов, перемещаемых по создаваемому коридору.
Подготовленный литовскими и украинскими специалистами проект реализации модели государственно-частного партнерства по модернизации портов Херсона и Скадовска во многом похож на тот путь реформирования, которым успешно с 2003 года движется порт города Трабзон, обеспечив за эти годы увеличение годового грузооборота в три раза.
Реализация данного проекта, внесенного на рассмотрение Министерством инфраструктуры Украины 8 ноября 2017 года, вселяет определенный оптимизм. При этом было высказано «удивление», что украинская сторона, заявив в «Национальной транспортной стратегии Украины до 2030 года» передачу ГП «Херсонский морской торговый порт» в концессию, по теперешний час даже не дошла до стадии объявления конкурса.
Владимир МАКУХА,
заместитель председателя правления Балтийско-Черноморского экономического форума