Бюджет Херсона-2015. Сальдо в позитиве

Бюджет Херсона-2015. Сальдо в позитиве
Мы продолжаем обсуждать городской бюджет Херсона на 2015 годна основе аналитических выкладок народного депутата Украины VII созыва, кандидата экономических наук, мэра Херсона с 2002 по 2012 годы Владимира Сальдо. (Начало смотрите здесь)

КОР. Чтобы понять, какие суммы из бюджета можно тратить, следует разобраться, откуда бюджет города будет получать деньги?

В.С. Основная часть – это налоги на заработную плату, которые в виде отчислений поступают в бюджет, т.н. «подоходный налог».

КОР. Насколько реальны тут цифры?

В.С. Риски есть. Безработица продолжает расти, зарплаты и другие выплаты сокращаются. Здесь даже «Страховой полис» не может дать стопроцентной гарантии.

Раньше при расчете этой статьи мы брали статистику предыдущего финансового года и, в соответствии с формулами, делали расчет поступлений. Учитывали прогноз увеличения сумм от подоходного налога за счет повышения минимальной заработной платы (все это было прописано в госбюджете), учитывали миграцию населения, т.е. увеличение количества работающих людей в сезонный период, еще десятки факторов, позволяющих спрогнозировать суммы поступлений.

КОР. Это была «угадай-ка», или все же есть какая-то расчетная экономическая закономерность?

В.С. Ну, как Вы понимаете, мы не в прятки играли. Для расчета есть определенные формулы, методы и методики. Хотя, прогноз есть прогноз. Но это – прогнозирование на основе профессиональных экономических расчетов. Мы знали, что будет завтра. А сейчас неизвестно, чем сегодня обернется.

Говорить о стабильности сейчас более чем проблематично. Поэтому те показатели, которые местная власть закладывает по подоходному налогу, я бы назвал излишне оптимистичными. Экономически они необоснованны. Дальнейший спад производства не учтен вообще.

Скажем, тот же судозавод. Там сегодня не уверены в стабильности заказов, а отсюда – и в зарплате. То же самое и по ряду других предприятий.

Чтобы не было «угадай-ки», как Вы говорите, мы, при подготовке бюджета, систематически проводили встречи с руководителями всех бюджетообразующих предприятий и обсуждали их реальные возможности и планы на будущий год. Это не праздное любопытство, а знания, позволяющие правильно рассчитать доходную часть бюджета города.

Если, скажем, директор судозавода говорил, что у него на следующий год в январе – марте будет в производстве 2 судна, мы понимали, что это один объем налога. Если в марте – ноябре их будет 3 – 4, могли рассчитывать, что и бюджет получит больше именно в эти периоды. Закладывали и соответствующие расходы.

КОР. Есть ли еще «сомнительные» статьи в местном бюджете?

В.С. Сомнительны суммы, которые планируют получить от продажи в розницу алкоголя и табака (акцизный налог). По мнению налоговой, это будет порядка 10 млн. грн, а в горисполкоме рассчитывают сумму почти в 2 раза больше.

Есть неясность с изменениями Закона о бюджете. Каким он будет, в конечном итоге. А ведь от этих показателей «пляшут» остальные. Есть большая угроза снижения покупательской способности. При уменьшении реальных доходов спада не избежать. Тут уж не до «радужных» перспектив.

И потом, дополнительные доходы разработчики местного бюджета планируют получить от продажи земли...

КОР. Как от продажи земли? Ведь ее продавать нельзя...

В.С. Речь идет о земле несельскохозяйственного назначения. Тут, в соответствии с проектом, хотят получить 4,6 млн грн. и всю сумму направить в специальный фонд.

И хотя даже чисто юридически вопрос не решен, я сосредоточу внимание на экономическом. В стране кризис, и не признавать это глупо. Какими бы ни были красивыми и правильными политические лозунги, но кризис есть. Для Херсона он еще и географический. От нас до ближайшей государственной границы, по прямой, не более 80 км (Скадовск). Ну там еще «кусочек» нейтральных вод и все ... Но это – не фактор риска. Граница в Херсонской области была всегда. Скадовский, Голопристанский, Каланчакский, Генический районы всегда были пограничной зоной, и там есть соответствующие пограничные сооружения. Но, из-за аннексии Крыма и событий на востоке на материковой части Украины возникли новые сложности. А наша область – единственная сухопутная дорога в Крым. Учитывая это, насколько сегодня бизнес рискнет вкладывать деньги в город и покупать землю? Вот и вопрос: насколько реальны деньги, запланированные от продажи земли?

Без сомнения, отдельные люди – жители города, как выкупали, так и будут выкупать землю под отдельными строениями или покупать отдельные участки для ведения бизнеса. Но общая активность, до того момента, пока не будет стабилизирована ситуация в государстве и мы не вернемся в прежние границы, все же будет снижена.

КОР. Т.е., Вы хотите сказать, что ситуация на Востоке имеет прямое отношение к развитию нашего города?

В.С. Да любого города, но нашего – в первую очередь. По крайней мере, закрывать глаза на возможный дисбаланс с доходами специалисты не имеют права. А в горисполкоме специалистов достаточно. Значит, не видеть экономических угроз – политическое требование.

КОР. В городе существует такая статья дохода как «парковки», что Вы думаете по этому поводу?

В.С. Проблема острая, «родилась» она не сегодня и не будет решена в ближайшее время.

Были предложения создать коммунальное предприятие и все парковочные места в городе передать, исключительно, в коммунальную собственность. Тогда все деньги сможет получать только бюджет. Теоретически предложение правильное. Но оно требует колоссальных капитальных затрат.

КОР. Вы имеете ввиду обустройство парковок?

В.С. Конечно. Разметка, паркоматы, кассовые аппараты и многое другое. Технологии не стоят на месте, и то, что даже 5 лет назад было «прогрессивным» сегодня уже устарело. Поэтому, говорить, что все просто: принял решение – и завтра собирай деньги, нельзя.

Есть еще один путь – продавать право на ведение парковочной деятельности. Но и тут свои сложности. И потому с заявлениями представителей общественности, что в бюджете статью о доходах от парковочной деятельности нужно просто увеличить в 2 раза, я не согласен. Да, нужно посчитать, сколько в городе парковочных мест и сколько реально они приносят денег. Но огульно делать прогноз – неправильно.

Расценки за стоимость парковочного места устанавливают депутаты городского совета. Общественники предлагают поднять стоимость парковки за 1 кв. м с 0,03% от минимальной заработной платы до 0,15% (максимально возможной). Но давайте задумаемся: а кто платит? Наши же граждане. Если бы это были элитные стоянки и на них парковались бы исключительно «Бентли» и «Мерседесы», а так – обыкновенная обочина, где свои машины ставят владельцы «копеек» и «ланосов»... Так что вопрос сложный. Думаю, что с учетом общей ситуации в экономике и возможностей среднестатистического жителя города, такое увеличение оплаты вряд ли уместно.

Но при наведении «общего» порядка в парковочной деятельности, безусловно, эта статья может существенно пополнять бюджет города.

КОР. А земельный налог?

В.С. Это всегда была значительная составляющая доходной части бюджета. В свое время мы приняли решение по денежной оценке земли, что позволяло увеличить поступления в городскую казну. В прошлом году, к примеру, это было более 52 миллионов гривен.

КОР. А в этом году по ней же – сокращение почти на 22 миллиона. В чем проблема?

В.С. Появилось решение суда, отменяющее это решение... Отсюда и сокращение доходов.

КОР. И это навсегда? Город потерял столько денег.

В.С. Если углубляться в юридическую сторону, разговор выйдет долгий. Здесь следует разбираться юристам, а городским властям – отстаивать позиции города.

КОР. Если ли еще статьи дохода.

В.С. Конечно, это различные налоги и сборы. Часть из них существенно не влияет на наполнение бюджета. Хотя, и сейчас особенно – каждая копейка имеет для бюджета существенное значение.

КОР. Тогда, перейдем к разговору о расходной части городского бюджета...

Продолжение – в следующем материале.

Василий КУРУКОВ

© 2020 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: kherson.inform@ukr.net, контакти, архів