По их словам, это отчаянный способ заставить власти наконец прислушаться к голосу территориальных общин с их проблемами, которые пытаются решить «сверху» и потому еще более усугубляют.
«Так, как есть, быть дальше не может, – заявил глава Херсонского регионального отделения Всеукраинской ассоциации сельских и поселковых советов (ВАСПС) Сергей Шматенко, который возглавляет Виноградовский сельсовет Цюрупинского района. – Большинство общин сейчас не в состоянии удерживать инфраструктуру села на должном уровне, а бюджетная реформа грозит еще более ухудшить положение.
Всем придется доказывать свою способность выжить. Мы уверены, что для предлагаемого территориального объединения общин необходимы государственные механизмы финансовой поддержки. Ведь у некоторых сельсоветов нет средств даже на содержание собственного аппарата! О каком же качестве услуг населению можно говорить? О развитии села в таких случаях и речи не идет».
Основополагающим и жизненно необходимым для существования сельских общин является, конечно, земельный вопрос. «Мы понимаем необходимость реформ и готовы к ним, – уверяют головы сельсоветов, – но не за счет обнищания села!» Право распоряжаться землями сельскохозяйственного назначения – чуть ли не единственная надежда на выживание у сельского жителя, настаивают они. А на сегодня эта земля – в ведении Госкомзема.
И зачастую бывает так, что местный житель годами не в состоянии оформить принадлежащие ему по закону 2 гектара, зато эти гектары отданы людям, о которых в сельсовете никто ничего не знает. А следовательно, бюджет несет значительные убытки. Многие фермеры, устав бороться с бюрократической машиной, отказываются от работы на земле – кому от этого лучше? Потому члены ассоциации ВАСПС обращаются к народным депутатам с настоятельной просьбой упростить процедуру оформления договоров аренды земли. А в штате сельсоветов обязательно должен быть инспектор по надзору за использованием земли – с достаточными полномочиями. На данный момент все «земельные» процедуры требуют массы времени – специалистов единицы, и находятся они в райцентрах, а не на месте.
Вполне логично, говорят сельчане, что распоряжаться землей и доходами от нее должны люди, которые живут и работают на ней. И 25% налога на доходы физлиц необходимо вернуть в сёла – ведь это основной доход сельского бюджета.
Вместо этого сельсоветам предоставили право получать налоги с акцизных товаров. «Что же выходит, – возмущена председатель Великокопанивского совета Валентина Костенко, – я всю жизнь учила детей, что пить и курить вредно, а теперь должна в интересах бюджета приобщать людей к этим привычкам?» Это уже не говоря о том, что механизмы расчета и получения «свежепереданных» общинам налогов не отработаны. В сельской местности 20–50% собственников жилья не имеют правоустанавливающих документов на него – как же с них собирать налоги?
Отдельная головная боль – «убитые» дороги. Если в населенных пунктах их стараются хоть как-то латать, пусть и влезая в долги перед коммунхозами, то за границей села – территория облавтодора, и ремонт часто становится несбыточной мечтой. Но куда более болезненным ударом для села является потеря социальной инфраструктуры. Медицинские «точки», ушедшие в распоряжение профильных районных структур, теперь едва влачат существование, сетуют головы. Та же участь, боятся они, ожидает и клубы, школы, садики – а без этого сёла просто вымрут. На всё это нужны огромные средства – и если государство не может давать субвенции, пусть хотя бы обеспечит возможность самим сельчанам получать необходимые доходы.
Предполагаемое территориальное объединение общин, считают в ВАСПС, этой проблемы не решит. Разве что будет в самом деле добровольным и, опять-таки, финансово поддерживаемым на уровне правительства. И даже в этом случае вопросов остается множество. Например, сейчас сельский голова живет в своем селе и воочию видит его проблемы. А если на месте останется лишь староста, а голова будет работать за 10 километров, наездишься ли в сельсовет по каждому «бумажному» вопросу?
Одним словом, как село будет жить завтра по новым правилам, никому не понятно. Реформы в самом деле должны проводить в интересах людей – а для этого прислушиваться к голосам сельчан, уверяют головы сельсоветов. До тех же пор, пока решения будут принимать в уютных кабинетах, далеких от земли, проблемы будут лишь расти.
Ольга ЛЯШОК//Гривна. Новый формат