Вот уже ни как не думал, что, проработав столько лет в университете, пройдя в его стенах довольно долгий путь от студента до преподавателя, опять столкнусь с тем, что казалось, давно забыли. Ни как не ожидал, что сегодняшние дельцы от науки и доллара, доведут наш университет до такого состояния.
За все годы, сколько я себя помню, у нас такого не было никогда...
Нет, бывало всякое. Кто-то интриговал на пути к должности заведующего кафедрой. Кому-то не нравился декан или директор института. Все было, и все это есть, в любом коллективе. И, пожалуй, будет всегда. Особенно в таких специфических отраслях как: наука, образование, культура, медицина... Но, вот чего у нас в ХГУ никогда не было, так это «войны» внутри коллектива.
Сейчас, уже входя в университет, создается впечатление, что ты на поле боя: «чувствуешь запах гари от разорвавшихся снарядов, слышишь визг пролетающих пуль», когда, сталкиваясь в холле, здороваются между собой некоторые из сотрудников. Сегодня разделились не только члены педагогического коллектива, между собой начали «воевать» даже работники вспомогательных служб...
Больше того, что, на мой взгляд, самое страшное, наши отдельные «горе - педагоги» - деканы начали настраивать друг против друга студентов. Факультеты, которые всегда, в общем-то, жили мирно и решали проблемы кто из них «круче» на «полях сражения» в КВН, или конкурсах самодеятельности, теперь разделяет пропасть. Стали враждовать не только деканы. Внутри факультетов и даже кафедр – враждуют преподаватели. Встают друг против друга студенты.
Товарищи! К чему мы идем? Коллеги! Что вы творите? Остановитесь! Одумайтесь!
В чем причина? Что толкнуло громадный университет на «тропу войны»?
Ответ лежит на поверхности – деньги, власть.
С той самой минуты, когда из жизни ушел не только великий ученый, но и Великий Человек – Олег Васильевич Мишуков, университет не знает покоя. И если первый год после его преждевременной кончины, борьба за «Первый кабинет» носила как бы локальный характер, и была почти шуточной, то с каждым годом она набирала все большего размаха, и сегодня выплеснулась далеко за пределы университета.
Позволю себе откровение. Я не был сторонником профессора Ходосовцева, которого на конференции трудового коллектива, мы сами избрали ректором. Но, я и никогда не стоял и на стороне профессора Спиваковского, который уже тогда пытался занять руководящее место.
Были ли знаменательными эти два года, пока профессор Ходосовцев руководил университетом? Да, однозначно. С точки зрения науки и процесса обучения, мы впервые вошли в 100 лучших учебных заведений. Что же все это время происходило внутри университета, знают только те, кто там работают.
Все эти годы университет, не торопясь, но планомерно «разваливают». То, что когда-то «склеивал», собирал по крупинкам Олег Васильевич, стало распадаться. Думаю, что в этом есть вина и Александра Евгеньевича. Не спорю, он отличный ученый с мировым именем, но как руководитель... Он оказался не так силен, как те, кто затеял с ним административные игры.
Да, несомненно, его визави имеет в этом богатейший опыт. То, что он делал все предыдущие годы, нарабатывая опыт «подковерных игр», теперь - использовал в полную силу. Тут профессор Ходосовцев проиграл, однозначно. Но, есть у него и плюсы. В отличие от своих оппонентов, он был всегда тактичен, и достаточно «толерантен», как сейчас модно говорить. Наверное, не случайно, довольно значительная часть коллектива, и, скажем так: далеко не худшая, поверила ему, и пошла за ним. Со временем вокруг профессора Ходосовцева сложилась довольно солидная «команда». Не очень люблю это слово, но это так. Это были, да и есть, уважаемые люди, не только в науке и педагогике, но и в повседневной жизни.
Кто же составляет им «альтернативу»? Не смею сказать, что это сплошные «отбросы общества», как в свое время говорили о тех, кто не «поддерживал линию партии и правительства». Но и назвать их «ангелами», а уж тем более светилами в науке или педагогике, я бы так же не взялся. Да и там есть профессоры, доктора, доценты, кто настоящий, кто кафедральный, а кто и просто «почетный». Некоторые даже имеют звания, хотя звания в их возрасте было получить значительно проще, чем 20 – 30, а тем более 40 лет назад. Ну, это оставим в стороне.
Имеют ли право эти люди именовать себя учеными? Ну, если им так нравится. Имеют ли они право называть себя педагогами? Ну, если у них повернется язык. Нет, я не злословлю. Наверняка кто-то так же может сказать и обо мне.
Я хочу сказать только то, что поведение этих двух групп индивидуумов разное. Если одни как бы «стесняясь» смотрят на все со стороны и потихоньку шепчутся между собой – разрабатывают тактику, пишут планы, согласовывают стратегию. То, вторая группа ведет очень нечистоплотную игру.
Пришло время назвать имена «лидеров». Группу тех, кто ведет более жесткую политику «военных действий» возглавляет экс-первый проректор нашего университета профессор Александр Владимирович Спиваковский, сегодня народный депутат Украины от имени президентской партии.
А вторую группу, должен был бы сказать я, возглавляет экс-ректор университета проф. Александр Евгеньевич Ходосовцев. А вот это как раз и не так. Как это не удивительно прозвучит, но Александр Евгеньевич, не только не возглавляет эту группу, насколько мне известно, но он даже не занимается координацией ее действий. Он вообще как бы оказался в стороне. Он не устраивает заговоры. Он не разносит сплетни. Он не ведет военных действий. Он даже не пользуется теми возможностями, которые есть у него и его сторонников, и за все время ни одного раза не сказал ни одного плохого слова в сторону своих оппонентов.
Признаюсь еще в одном. Именно такая позиция, именно такое поведение профессора Ходосовцева и вызвали лично у меня к нему уважение как к человеку, и заставили задуматься, а чего же стоит на самом деле все то, что происходит в университете.
Думаю, что с высоты своего возраста, имею право спросить Александра Владимировича, а имеете ли Вы право делать те вещи, которые Вы сегодня делаете? Имеете ли Вы, как минимум, моральное право для того, чтобы обвинять?
Более того, имеете ли Вы право, почему-то находясь в бывшем своем кабинете, а не на трибуне Верховной Рады, обвинять профессора Ходосовцева?
Кстати, простой, бытовой вопрос. Александр Владимирович, а Вы аренду за использование служебного помещения – кабинета первого проректора ХГУ оплачиваете, или так, бесплатно пользуетесь?
Вопрос второй – смеете ли Вы, Александр Владимирович, находясь в кабинете первого проректора, в котором столько лет проработал Ваш предшественник Олег Васильевич, говорить о «созидательном» процессе становления университета, который «проделали Беляев, Мишуков, Спиваковский»? Вы считаете, что у Вас есть моральное право, в принципе, говорить об этом человеке...
Тогда Вы хорошо отработали этот прием: «сигнализировать о сомнениях». Сегодня не стесняясь, Вы заявляете об этом в телевизионных интервью. При этом прекрасно зная, что те действия, в которых Вы обвиняете вашего «соперника» по борьбе за кресло ректора, проф. Ходосовцева, носили абсолютно законный характер.
Все Ваши действия преисполнены цинизма. «Идет война», - заявляете Вы. Постойте, но, как человек государственный, Вы же знаете, что формально войны в Украине нет. Что же делаете Вы? Вы играете на чувствах определенной части людей.
Вы обвинили Александра Ходосовцева в том, что он, вместо того, чтобы пойти в отпуск, после того, как стало известно, что с ним будут разрывать контракт, остался работать, а потом де потребовал компенсацию. «И это в то время, когда идет «война», - опять добавляете Вы. Для кого этот текст? Для тех, кто не знает законодательства. Вы же прекрасно знаете, что пошел бы проф. Ходосовцев в отпуск или не пошел, деньги, причитающиеся ему, он все равно бы получил. Вам об этом не выгодно говорить. Эти деньги называются «фонд заработной платы», а использование их по-другому назначению называется «нарушение финансовой дисциплины». Вы-то точно знаете, что их нельзя снять с «защищенной статьи» и перенаправить на другую.
Кстати, тут же вопрос к Вам, уважаемый Александр Владимирович: а как же у Вас, человека далеко не бедного, Вы же декларируете, что из Вашего личного фонда будут выплачиваться гранты, повернулась рука, как народного депутата, получить деньги из государственного бюджета, за проживание в Киеве? Что же Вы не перечислили их на «войну»?
Как много вопросов к Вам можно собрать, ах, как много... Кстати, можно обратить к Вам вопросы и очень неудобные, особенно те, которые касаются компьютеризации нашего университета или «авторских» разработок программ Вашими студентами, за которые Вы, как утверждают многие как получали, так и продолжаете получать деньги...
Именно Вам, Александр Владимирович должно быть стыдно за то, что Вы организовали в университете. Именно Вам должно быть совершенно не по себе от той саморекламы, которую Вы устроили себе последнее время, впрочем, как и всегда.
Ваша, конечно же, не прямая, борьба за кресло ректора, вынуждает напомнить Вам, о таких понятиях как: честность, карьеризм, лицемерие.
Вы и те, кто сегодня играют на Вашей стороне, не патриоты нашего университета. Это Вы тем, кто с улицы, можете рассказывать, что «боретесь», «ратуете», «отстаиваете». Простите, Александр Владимирович, но Вы кого пытаетесь обмануть? Вашим сказкам, наверное, поверят обыватели, возможно студенты первого курса, приехавшие из глубинки. Не стоит считать, что весь профессорско-преподавательский состав ХГУ настолько глуп и безграмотен, как часть тех, кто играет по Вашим правилам...
Конечно же, Вы не отреагируете на мое письмо, больше того Вы даже сделаете вид, что его не существует. А интересно было бы услышать ответ и на такой вопрос: что Вы будете делать, если за кандидатуру Вашего протеже университет не проголосует? Или все же есть расчет путем шантажа, обмана, подкупа, запугивания набрать нужное количество голосов?
Ну, хорошо, удастся отстранить профессора Ходосовцева от участия в «избирательной кампании» на должность ректора. Уверен, что только благодаря личной инициативе определенных людей свершился международный позор Украины: профессора, академического, а не кафедрального; доктора наук; ученого с мировым именем – пытаются призвать в армию. Нет, я не говорю, что кто-то имеет какие-то привилегии. Жалко только, что в Украине, оказывается, нет разумных людей, которые могут посчитать, от чего государство получит больше пользы и корысти: от того, что профессор в качестве рядового, будет в окопе сидеть или все же работать в лаборатории.
Кстати, Александр Владимирович, рискнули бы, и предложили свою кандидатуру в качестве защитника Отечества? У Вас был шанс. Вы его не использовали. Вы бы личным примером показали: «Вот мол, хочу! Медики не пускают!». Вы же знаете о том, что с Вашим зрением, Вас точно бы не призвали. А так, хоть заработали бы пару лишних «очков», как человек готовый отдать за Родину жизнь.
И еще одно, Вы не учли одну, казалось бы, простую вещь. Если даже профессора Ходосовцева и призовут в армию, что будет просто абсурдно, то это не лишит его права принимать участие в конкурсе на должность ректора. Я думаю, что если такое все же, не дай Бог, случиться, то это придаст его кандидатуре еще больший вес, по сравнению с Вашим визави. Он, как человек военный, мог бы так же «рискнуть» и заявить о своем желании «пойти». Понятно, что с его «гипертонией», он далеко бы не ушел, но все же...
Я мог бы, как и Вы, Александр Владимирович, долго, и, поверьте, не безосновательно и дальше обвинять Вас в тех грехах, которые знаю из Вашей «чистой» биографии ... но, я бы перестал уважать себя, если бы уподобился Вам...
И вот тут уже передо мной встал вопрос: буду ли я подписывать это письмо, и буду ли я его вообще «отправлять»... Долго думал. Оказалось, что я не готов идти на баррикады и отказываться от тех, пусть и скромных, но все же денег, которые зарабатываю в университете. Был бы я уверен в том, что не потеряю работу, а так, зная методы... уже завтра вспомнят, что у... такого-то «лишние» часы, и «его услуги нам больше не нужны».
По понятным причинам,
БЕЗ ПОДПИСИ
P.S. Я никого не призываю голосовать за профессора Ходосовцева. Я прошу коллег: прежде, чем принимать решение, задумайтесь, кого мы приведем к власти созидателя или сокрушителя...