Это картошка по «неслыханной» цене 8,48 гривен за килограмм, которую за деньги налогоплательщиков якобы приобрели на тендере для питания дошкольников Херсона. Самые ретивые разоблачители уже успели подсчитать, что поставщики в альянсе с чиновниками уже успели «наварить» на сделке не то 2,7, не то даже 27 миллионов гривен. Откуда взялись такие цифры, и кому выгодно переплачивать за картошку, автор этих строк решил выяснить непосредственно у тех, кто заключал договора.
Итак, в комитете конкурсных торгов признают, что в договорах и на 2014, и на 2015 годы действительно фигурирует картошка по 8,48 гривен. Однако это предельная, а не фиксированная ее цена. На самом деле все овощи покупают по среднерыночной цене, которая просто-напросто может быть ниже, но не может быть выше предельной. То есть, в августе-октябре минувшего года картофель для детских садов областного центра покупался по цене 3,5 гривен за килограмм – почти на пять гривен дешевле той самой предельной стоимости, которая взбесила плохо разбирающихся в теме разоблачителей.
А покупалась ли злосчастная картошка за 8,48 гривен вообще? Покупалась, в мае, когда на рынке ее продавали по 9,65 гривен в среднем. Причем это не исключение, а правило. Скажем, в январе 2015-го гречку для херсонских детсадов покупали у поставщиков по 14,95 гривень за килограмм, тогда как в торговой сети она уже стоит более двадцати гривень. Предельная цена морской рыбы для дошкольных учреждений в том же январе 2015-го – 52 гривны, а на рынках она уже по 60 гривен за килограмм. И так далее. Если бы цену завысили, как утверждают критиканы, то виновникам сразу же пришлось бы давать ответы на допросе следователю – и никак иначе. А комитет конкурсных торгов в 2014 году дважды проверяла милиция с прокуратурой, и нарушений как процедуры тендера, так и отечественного законодательства не выявила.
К слову. По итогам 2014 года управление образования Херсона вернуло в городской бюджет 400 тысяч гривен экономии на закупке продуктов для детских садов.
Но вернемся к поискам ответа на главный вопрос: кому выгодно «на ровном месте» превратить тендерный комитет в шайку эдаких махровых коррупционеров, неистово обкрадывающих казну? Наверное, тем, кто не был признан победителем торгов и отлучен от доступа к «пирогу» бюджетных средств. В частности, комитет конкурсных торгов управления образования Херсона отклонил предложение фирмы «Аделаида», которой руководит известный фермер-производитель картофеля и политик, депутат областного совета Сергей Рыбалко.
Он, конечно, волен на это обижаться, сколько душе угодно. Однако факт остается фактом: при подаче документов для участия в тендере фирма «Аделаида» не предоставила комитету обязательного документа – копии финансовой отчетности за первое полугодие 2014 года. И если бы члены комитета из безграничного уважения к Сергею Рыбалко допустили его предприятие к конкурсу без этих бумаг, то сегодня уже сидели бы на скамье подсудимых. Ведь по закону, они несут персональную ответственность за принятие решений.
Кстати, предложение упомянутого поставщика отклонил не только комитет конкурсных торгов городского управления образования, но и Херсонская областная психиатрическая больница. О чем любой желающий мог прочитать в «Вестнике государственных закупок» (протокол от 31 декабря 2014 года). Но эти важные подробности наши разоблачители предпочитают не упоминать – как-то плоховато они вписываются в картину согласованного разграбления бюджета. Хотелось бы узнать у главного разоблачителя – советника городского головы Херсона Виталия Богданова, случайно не объясняется ли его критический пыл тем, что Сергей Рыбалко приходится Виталию Владимировичу закадычным другом и кумом?
Однако вернемся к нашим баранам, то бишь к картошке. А возможно ли и впрямь сэкономить на ее закупках? Почему бы и нет, если брать гнилье где-нибудь на оптовом рынке. Но овощ-то идет для питания малышей возрастом от полутора до шести годиков, которых всякой завалью кормить не годится. Поэтому условия для поставщиков предельно жесткие: продукт должен быть сертифицирован, храниться на складах с эксплуатационным разрешением от санэпидслужбы, и перевозиться не в кузове ржавого драндулета, а в автомобилях, имеющих санитарный паспорт. Причем не раз в месяц, а мелкими партиями каждый день. Качество всегда и везде стоит денег. Не зря в народе говорят: дешевая рыбка – плохая юшка.
«Можно сколько угодно рассуждать о том, что в детские сады возят какую-то «не такую картошку». Но верить в эти бредни могут только читатели, далекие от работы дошкольных учреждений, - подытоживает председатель комитета конкурсных торгов управления образования Херсона Дмитрий Чаплынский. – Ведь некачественные овощи, молоко или мясо заведующие детскими садами вправе забраковать и вернуть предприятию-поставщику в тот же день по акту. Две забракованные партии продукции – и управление образования вправе расторгнуть с ними договор. Однако за весь 2014 - январь 2015 года у руководства детсадов оснований для составления таких актов не было в принципе. Вот вам и доказательство добросовестности поставщиков, признанных победителями торгов. А все россказни о «завышенных ценах» и «сомнительном качестве» - от лукавого».
Владимир ДОРОФЕЕВ
Фото автора
На снимке: председатель комитета конкурсных торгов управления образования Херсона Дмитрий Чаплынский.