Экономическая перспектива Украины

Во вторник, 23 декабря Верховная Рада рассмотрит в первом чтении проект государственного бюджета на 2015 год, поданный Кабмином.

Чего ждать от главного финансового документа следующего года? На эту тему мы беседуем с народным депутатом Украины VII созыва, кандидатом экономических наук Владимиром САЛЬДО.

КОР. Как на Ваш взгляд, чего стоит ждать от бюджета 2015 года?

В.С. Думаю, что ничего хорошего...

КОР. Вот так, сразу...

В.С. А как по-другому можно оценить проект, если 12 декабря его официально регистрируют как главный государственный экономический документ, подготовленный Кабинетом Министров, а уже на следующий день, 13 числа – отзывают? Значит, бюджет или полностью не готов, или в нем чего-то не учли, или его ждут существенные изменения.

КОР. Что может быть изменено и что могло произойти за 1 день? Ведь это не просто записка первоклассника Коли – первокласснице Даше «Я тебя лублю».

В.С. О «любви» и «взаимопонимании» здесь говорить не приходится. Но заявлены ряд принципиальных позиций. Децентрализация, в первую очередь. Президент, Премьер, спикер парламента неоднократно заявляли, что госбюджет следующего года будет основан на децентрализации. В предложенной редакции эта позиция не была отражена. Плюс – реформа налогового законодательства. Ну и самый краеугольный камень – курс доллара. Все об этом говорят, но эта тема остается тайной за семью печатями.

КОР. Что Вы имеете ввиду?

В.С. Планировать финансовый документ при отсутствии понимания, как будет вести себя финансовый рынок – это гадание на кофейной гуще. В сложной ситуации, когда финансовый рынок страны валится, депутатам вряд ли предложат четкую бюджетную картину. Выжить с «дырявым» бюджетом сложно, но как быть с заявленными реформами? В проекте очевидно лишь одно – отсутствие реальных реформ. А поэтому для голосования депутатов от «большинства» просто начнут шантажировать. Ведь вначале нужно проголосовать изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы, а там – настолько антисоциальные инициативы, что проголосовав за них, депутаты, фактически, проголосуют за резкое ухудшение жизни украинцев.

КОР. Но «латать социальные дыры» рассчитывают за счет иностранной помощи.

В.С. О том, что Украина, фактически, банкрот, абсолютно открыто сказал Министр экономики Айварас Абромавичус, когда представлял программу Кабмина парламентскому Комитету по экономике. Он также заявил (но об этом не стали говорить громко), что создание по предложениям депутатов «декларативных программ» с закладыванием средств для распределения между отдельными предприятиями в государстве-банкроте – нереально. Заявление Абромавичуса стало, естественно, достоянием гласности. Его тут же подхватили мировые информационные агентства. Премьер Яценюк кинулся было «гасить скандал», попытался как-то сгладить высказывание Министра, сделанное с искренностью человека, привыкшего говорить правду.

Дезавуировать заявление у Яценюка так и не получилось. Вот после этого он и стал говорить, что без внешних заимствований государство просто не в состоянии пополнять золотовалютные запасы, тающие на глазах. Потому и необходим кредит МВФ.

Кстати, тот же Абромавичус проводит встречи с представителями миссии МВФ, где обсуждается вопрос о кредитной программе stand-by до 17,1 млрд долларов, предоставленной для Украины до 2016 года. При этом, еще 10 декабря представители МВФ заявили (об этом написала The Financial Times), что Украине необходимо выделять дополнительную финансовую помощь в размере 15 млрд долл., иначе государство рискует объявить дефолт по суверенному долгу и существенно урезать бюджет.

Как написала «The Financial Times», ссылаясь на высокопоставленных чиновников, участвующих в переговорах: «предложение об увеличении финансовой помощи получило лишь минимальную поддержку со стороны кредиторов». Но об этом, практически, ничего не говорят в Украине ни Кабмин, ни Администрация Президента, ни Верховная Рада.

КОР. Почему?

В.С. Зарубежные партнеры неудовлетворены, в первую очередь, тем, что украинская власть очень медленно и непрозрачно проводит экономические и административные реформы. А это те условия, которые прописаны в кредиторской программе.

КОР. Т.е., Вы хотите сказать, что все «реформы», которые происходят или не происходят в Украине, это не добрая воля наших политиков, а жесткие условия тех, кто одалживает им деньги?

В.С. Конечно. Люди, которые дают деньги, хотят быть уверенными, что получат их обратно.

КОР. Тех, кого интересуют подробности, отсылаю к нашему Вами разговору, изложенном в материале «Структуры созданы, что дальше»

В.С. Поэтому, выделяя деньги, кредиторы выставляют условия. Те, которые на их взгляд, должны быть эффективными.

КОР. Т.е. те, которые «работают» у них?

В.С. Да, там это работает, а тут почему-то нет. Нам-то понятно, почему, а вот для иностранцев – это загадка: как можно получить деньги, и вместо того, чтобы тратить их на развитие, чиновники делают все возможное, чтобы эти деньги бесследно исчезли. Нашим зарубежным партнерам очень сложно понять, как государство, задолжавшее баснословные суммы, одалживает снова и снова, а деньги снова и снова «исчезают». И как, ничего не делая для развития рыночной экономики, направленной на развитие государства, оно почему-то развивает отдельный частный бизнес.

Увы, им там не понять, что за частными финансовыми пирамидами стоят конкретные люди, имеющие отношение к руководству нашей страны. И что эти люди, фактически, за счет государства и основной массы населения финансируют свои частные компании.

КОР. Что еще на Ваш взгляд, кроме традиционного финансирования из госбюджета «любих друзів», ухудшает ситуацию?

В.С. Это сокращение ВВП, а, значит, и бюджета. В этом году, по оценкам международных экспертов, ВВП сократился на 7%. Хотя наше Правительство говорит только о «незначительном» падении – в 2-3%.

Еще одна статья наращивания дефицита – критическое падение объемов экспорта в Россию, и об этом также говорят на международном уровне. Хотя, наш Премьер продолжает заявлять, что при падении объемов торговли с Россией возросли объемы торговли с Европой. Звучат внушительные цифры: 20 – 30 – 40%. Но есть одно существенное «но», сводящее на «нет» все «победные» реляции г-на Яценюка. Он умалчивает о том, сколько это в «абсолютных цифрах» и сколько при этом потеряно и невосстановимо.

КОР. К примеру..?

В.С. Скажем (условно), что с Россией, по определенной группе товаров мы получали доход в размере 1 миллиона (и это 100%), а с Европой по этой же группе мы имели 10 тысяч (и это также 100%).

После того, как поставки в Россию снизились, оборот упал на 50%, т.е. бюджет недополучает 500 тысяч. При этом, торговля со странами Европы увеличилась на 50%, т.е. – лишь на 15 тысяч.

Т.е. мы имеем минус 450 тысяч. Вот и все. Простейшая манипуляция сознанием человека, далекого от экономики.

КОР. Каков же вывод зарубежных экспертов?

В.С. Они дают неутешительные прогнозы. Если Украина в ближайшие дни не получит дополнительной помощи, она будет вынуждена существенно урезать бюджет или объявлять дефолт по суверенному долгу.

КОР. Вы считаете, что именно с этим и был связан отзыв проекта бюджета?

В.С. Да.

КОР. То есть, ситуация существенно ухудшилась?

В.С. Да, хотя об этом и не говорят в слух. Судите сами. До того, как был сформирован новый состав ВРУ и Кабмина, прошлый КМУ подготовил проект бюджета (наивно было бы полагать, что новый КМУ успел бы подготовить такой объемный документ).

Откуда возник вопрос о том, что есть срочная необходимость выделять дополнительно 15 млрд? Т.е. прошлый состав КМУ или скрывал что-то, или был не в состоянии это просчитать. Ну, или, все дело в срочном финансировании «дополнительных программ» для очень нужных кому-то компаний.

КОР. Пришло время возвращать долги по избирательным кампаниям?

В.С. Вполне возможно. Ведь только очень далекие от политики люди верят, что идущие к власти раздают подарки за «просто так».

КОР. Именно поэтому Вы и проиграли выборы – ничего не дарили...

В.С. Неожиданный переход... Что касается моей избирательной кампании, то, я действительно не дарил подарки выше тех скромных финансовых возможностей, которые имею сам. Все, что мы делали: парки, скверы, фонтан, благоустройство – все это мы делали сообща с людьми, с теми, кто неравнодушен, с теми, кто готов был просто так поработать и оставить о себе для города добрую память.

Да, я не покупал голоса избирателей, может быть поэтому и проиграл. Но зато, я могу смотреть открыто в глаза каждому херсонцу и, не таясь, ходить по улицам города. Все, что обещал как народный депутат, что успел, то выполнил. Что не успел... - стараюсь по мере возможностей воплотить сейчас и позже...

КОР. Спасибо, за откровенность... Но, вернемся к бюджету. Каким его следует видеть?

В.С. Увы, говорить об этом не берусь – нет ни одной «живой» цифры, я не привык обманывать людей. Бюджет будет не просто сложным, он будет во многом шоковым как для экономики, так и для общества.

Несомненно, часть бюджета «съедят» военные. Так, например Министерство обороны (которое заметьте официально не принимает участие в АТО) потребовало на армию 20 млрд. А Яценюк уже озвучил цифру в 5% ВВП, которую планируют заложить в бюджет следующего года. Но это не все. Собираются в 6 раз – до 8 млрд гривен увеличить финансирование Нацгвардии...

КОР. Как сообщали СМИ, проект бюджета отозван «с целью доработки и внесения согласованного варианта с учетом предложений всех фракций коалиции». Т.е., это говорит о том, что мнение части депутатов, которые представляют в ВРУ около 7% населения Украины («Оппозиционный блок», ряда внефракционных депутатов-мажоритарщиков), снова не буде услышано?

В.С. Увы, это отношение не к конкретному депутату, это отношение к гражданам Украины. Призывая к единению, ряд политиков делают все возможное, чтобы людей разъединить по политическим взглядам. Жаль, но этот принцип не просто заложен в основу деятельности вновь избранной Верховной Рады, он становится принципом жизни в нашем государстве.

Надеюсь, что придет время, когда люди дадут этому оценку.

Что же касается бюджета, то его планируют принять уже как закон в ближайший четверг. Это амбициозные планы и, в большей степени, популистские. Людям не нужен бюджет «под елку». Людям нужен качественный бюджет, как и качественные налоговые реформы, которые должны лечь в его основу. И если бюджет на 2015 г. нельзя принять без принятия изменений в Налоговый кодекс, то не лучше ли пожить по 1/12, чем принимать такие важные изменения в законодательство впопыхах?

КОР. Спасибо.

Василий КУРУКИН

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон