Спасти человека, у которого обожжено 80% поверхности тела? В Херсоне это могут!

В начале ноября ожоговому отделению Херсонской областной клинической больницы исполнилось 50 лет.

КОЖУ ПЕРЕСАЖИВАЮТ ДАЖЕ С ГОЛОВЫ

...В палате ожогового отделения пациент, сидя на кровати, обедает. Он обнажен по пояс, на груди – широкая повязка. Кожа пациента вся в рубцах: прошёл год с того страшного дня, когда житель Каланчакского района Василий пострадал от взрыва мотопомпы. У него было обожжено 60% кожи, причём практически всё это были глубокие поражения.

Не вставая с больничной койки, 48-летний Василий провёл полгода, персонал ожогового отделения боролся за его жизнь. «Сейчас у пациента восстановлен кожный покров, он уже может передвигаться, обслуживать себя, – отмечает заведующий ожоговым отделением Херсонской областной клинической больницы (ХОКБ) Сергей Волченко. – Но остаются множественные нарушения функций.

Пациенту сделали несколько операций, чтобы устранить нарушения функций шеи и плечевого сустава. То есть человек, насколько это возможно, возвращается к нормальной жизни».

«Отношение персонала очень хорошее, грех жаловаться, – говорит Василий. – Поставили на ноги, спасибо!»

И таких историй за полвека работы ожогового отделения – отделения специфического – накопилось немало. Тем более что здесь постоянно совершенствуют тактику пересадки кожи.

«Сейчас мы можем взять с уцелевших участков тела человека, который пострадал от ожогов, очень тонкие трансплантаты кожи, – рассказывает завотделением. – Благодаря этому кожный покров восстанавливается быстрее и можно повторно оперировать. У нас есть пациенты, которые выжили с повреждением 60 и более процентов поверхности тела.

При таком ожоге возникает острый дефицит донорских участков: дефект кожи заместить попросту неоткуда. И наряду с консервативным лечением вступает хирургическая техника. То есть врачу нужно минимальным количеством кожи, которая есть, заместить максимальную площадь пострадавшей кожи. В последние 10 лет в качестве донорских участков мы стали использовать волосистую часть головы».

Сергей Юрьевич с гордостью показывает на компьютере снимки маленькой пациентки: чтобы её спасти, как раз и пересаживали на пораженные участки тела кожу с головы. Такую операцию проводили 8 раз.

У ребенка было глубоко обожжено 80% кожи, и трансплантат брали не только с головы. Несчастье случилось с юной жительницей Верхнерогачик­ского района в 2009 году. Врач говорит, что ожог был не менее тяжёлый, чем у ставшей печально известной на всю Украину Насти Овчар, которая вынесла из пылавшего дома свою сестричку.

Прошли месяцы, прежде чем благодаря комбустиологам (так называют врачей, специализирующихся на лечении ожогов и других повреждений кожи) и детским реаниматологам наша маленькая землячка смогла вернуться к привычной жизни. Сейчас девочка периодически приезжает на осмотр. По словам врачей, она нормально развивается, учится.

ЗДЕСЬ ЛЕЧАТ ПАЦИЕНТОВ С ПЕЛЁНОК

Ожоговое отделение ХОКБ является единственным в регионе специализированным центром по оказанию медпомощи пациентам не только с термическими, но и другими поражениями кожи: обморожения­ми, дефектами кожи различного происхождения (послеожоговыми, послеоперационными, врожденными и другими). Отделение рассчитано на 30 мест.

Этого достаточно, чтобы обеспечить потребность жителей области. Здесь лечат и детей, и взрослых. Самые маленькие пациенты отделения – груднички, ситуации бывают разные. Конечно, лечение маленьких пациентов проходит в тесном сотрудничестве со специалистами детской областной больницы.

Сергей Волченко говорит: «Благодаря нашим предшественникам за 50 лет на Херсонщине создана чёткая система оказания помощи пострадавшим. Даже в сельской местности помощь будет оказана своевременно: из районных больниц, куда поступают пациенты, нам сразу же звонят, консультируются, наши специалисты выезжают туда – если нужно, с реаниматологами.

Детей – в течение 12 часов, а взрослых – в течение максимум 2–3 суток переводят на этап оказания специализированной помощи. Ведь лечение тяжёлого ожога требует определенных условий, создать их в обычном хирургическом отделении невозможно. Должны быть специальные приспособления, кровати. И, конечно же, у медработников должны быть навыки».

Надо сказать, что раньше, когда в нашей области ещё не было создано ожоговое отделение, пациентов лечили в районных и участковых больницах. В 1961 году основатель хирургической службы Херсонщины Петр Юрженко направил ординатора хирургического отделения облбольницы Игоря Короля на учебу в клинику термических поражений, которая действовала при Военно-медицинской академии в Ленинграде. Принципы лечения обожженных больных, применяемые в клинике, и взяли на вооружение в нашей облбольнице.

По инициативе Петра Юрженко в медучреждении открыли самостоятельное ожоговое отделение: приказ облздрава датирован 4 ноября 1964 года. Заведующим отделением стал Игорь Король. В годы Великой Отечественной в качестве воспитанника полка он вместе с матерью – хирургом полевого госпиталя – прошёл дорогами войны от Херсона до Сталинграда и Будапешта.

После войны Игорь Евгеньевич окончил мединститут, работал хирургом облбольницы. А после, вплоть до 1997 года, был бессменным руководителем её ожогового отделения. Благодаря Игорю Королю отделение превратилось в специализированный ожоговый центр и стало одним из наиболее передовых в Украине.

РЕЗУЛЬТАТЫ – НА УРОВНЕ ЛУЧШИХ КЛИНИК

Сейчас в отделении ежегодно лечатся 650–700 больных. Из них подавляющее большинство, порядка 70%, – люди с ожогами. Причем в основном это пациенты с критическими ожогами, когда повреждено 40 и больше процентов поверхности тела. Как правило, без пересадки кожи такие раны зажить не могут. «У нас есть успехи, которыми мы гордимся, – говорит Сергей Волченко, который заведует отделением с 1997 года. – За последние 15–20 лет в нашей области смертность от ожогов уменьшилась в 2,5 раза. Сократились сроки лечения, внедрены новые технологии. Это позволяет добиваться хороших результатов – иногда даже на уровне лучших клиник».

Свою работу врачи-комбустио­логи называют трудоёмкой и рутинной – в том смысле, что кожный покров очищается от мёртвых обожженных тканей и восстанавливается в течение определенного времени. Ведь раньше, чем это запрограммировано природой, обновление клеток произойти не может. А потому больные проводят в отделении по несколько месяцев, за это время становятся для коллектива отделения близкими людьми.

Успех выздоровления пациента, конечно же, зависит от каждого сотрудника: врачей, медсестёр, нянечек. Тем более что больше половины тех, кто попадает в отделение с ожогами, – это дети и люди в возрасте за 60 лет – как говорится, стар и млад. Для них внимание и участие особенно важны.

Что касается технического оснащения, то отделение имеет достаточное количество инструментария и специализированного оборудования, чтобы оказывать помощь пациентам.

Словом, отделение развивается, совершенствуется. Ко всему прочему, количество проводимых здесь операций (не только по поводу ожогов, но и проблем кожи) характеризует отделение как центр восстановительной и реконструктивной хирургии на Херсонщине.

К слову, консультацию специалистов можно получить в будние дни с 13:00 до 15:00 по адресу: Херсон, проспект Ушакова, 67, ожоговое отделение, телефон (0552) 26-46-19. Конечно, лучше пусть эта информация не пригодится – дай бог всем здоровья. Но всё-таки жителям Херсонщины важно знать, что они всегда могут рассчитывать на помощь специалистов ожогового отделения.

Татьяна Кирпа/Гривна. Новый формат
фото Дмитрия Кулакова

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон