Напомним, что 10 октября, в Херсоне состоялась встреча с бойцами милицейского батальона специального назначения «Херсон». Ребята решили встретиться со всеми желающими, чтобы рассказать каково им было там, где сегодня идет война.
Еще 19 августа 50 бойцов батальона «Херсон» отправили на восток Украины. Предполагалось, что ребята поедут нести службу в освобожденные города, однако судьба сложилась так, что они очутились в Иловайске, где оказались в котле.
Кому нужен такой героизм?
И уже в первые дни своего пребывания на востоке страны батальон понес потери. По информации областного УМВД, в зоне АТО под Иловайском 25 августа на служебном автомобиле попал в засаду боевиков ДНР экипаж батальона патрульной службы милиции особого назначения «Херсон» УМВД Украины в Херсонской области.
От рук террористов погибли командир батальона лейтенант милиции Руслан Сторчеус и милиционер взвода № 3 рядовой милиции Олег Пешков. Но это, как оказалось, было только начало. Сообщения о том, что гибнут бойцы батальона, стали периодически приходить в город Херсон.
Приходили эти страшные вести и уже после того, как ребята вернулись в родной город, напомним, что это произошло 1 сентября. В тот день херсонцы встречали своих героев. Еще тогда, ребята заговорили о том, что их предали... Вспомним, как это было. Цитирую речь одного из бойцов батальона «Херсон»:
«Нас туда бросили, ребят нет. Кто за это ответит? Кто будет отвечать за то, что произошло? Нас предали все. С того момента, как мы сели в автобус (имелось в виду отправление на восток страны – ред.) каждое лицо было показано по телевизору, все списки были в интернете, списки ребят там (на востоке ред.) были на руках. Кому нужен такой героизм?», - прозвучало 1 сентября, на площади Свободы города Херсона от одного из бойцов.
После той встречи в Херсоне бойцы батальона попросили не снимать на камеры их лица...
Готовы к общению
Через полтора месяца ситуация изменилась, ребята даже согласились встретиться с херсонцами и ответить на любые поставленные вопросы. Правда, кто же все-таки организовал эту встречу, было не очень понятно.
Ходили слухи, что в организации данной встречи принял участие один из кандидатов в народные депутаты. Но, парни говорить об этом не стали, сказали только, что лиц своих не скрывают и готовы общаться с херсонцами.
И.о. командира батальона Андрей Шраменко о цели встречи сказал, что бойцы батальона хотят совместно с херсонцами проанализировать ошибки, сделать выводы, тему политики не затронул: «Сейчас чего нам бояться? Мы свой долг выполнили и продолжаем выполнять перед Родиной. Скрывать лица... Мы же ничего не нарушаем...».
Минута молчания по погибшим в зоне АТО – так началась встреча херсонцев с ребятами из батальона. После этой минуты, молчания уже не было.
Человеческая жизнь там ничего не стоит
Вначале, по словам и.о комбата батальона Андрея Шраменко, условия были неплохие. Хотя какие могут быть условия там, где ведутся боевые действия? Крыша над головой была, еда была. Короче говоря, было то, что взяли с собой.
Изначально все батальоны, которые прибывают в зону АТО, берут с собой питание, как минимум на первые 3-5 суток, боекомплект, форменную одежду. Конечно, бойцу в зоне АТО нужно очень много всего, ведь его боеспособность зависит от многого, начиная с того, как он одет, чем питается и так далее.
«Местные жители относились к нам, в основном, положительно. Радикально настроенных жителей против украинских военных не было. Часть батальона заняли вагонное депо. Там были и мирные жители, причем с маленькими детьми. Относились положительно. Тем более, что мы делились с ними своими продуктами питания.», - вспоминали ребята.
По их словам, огонь со стороны России по блок-постам, по позициям бойцов батальона велся постоянно и это не смотря на то, что все знали – там находятся мирные жители с детьми. Человеческая жизнь в боевых действиях не стоит ничего.
Отправили, чтобы зачистить батальон
Рассказы парней о войне, которая идет на востоке нашей страны перебил встревоженный мужской голос, отец погибшего Руслана Сторчеуса обратился к ребятам: «Вас отправили на зачистку, а вот у нас с женой создается впечатление, что не вы поехали зачищать, а вас отправили, чтобы зачистить батальон. Среди батальона кто-то работал, потому что, когда формировался батальон, уходили бешеные деньги... Когда Руслан уезжал, то сказал, что если вернется, то здесь (в Херсоне – ред.) будет суд, очень жестокий. В последнем задержании автомобиля были сотни тысяч долларов, где эти деньги? Почему вы это умалчиваете? Вы ведь знали, что охотятся за Русланом... Нам еще с Мариуполя звонили ваши бойцы и говорили, что за Русланом идет охота, а те ребята не вернулись...».
Мать погибшего комбата батальона «Херсон» сказала всего пару строк: «Почему никто не пришел и не сказал, как погиб Руслан, а ведь он погиб еще до котла? Кто его сдал?».
Один из бойцов попытался ответить на слова, горем убитых родителей. Боец сказал, что последнюю ночь он провел с Русланом, когда его вызвали в штаб. Перед этим проскользнула информация, что в этом районе ходит группа. И бойцы попросили вооруженные силы Украины, чтобы был открыт огонь, но в ответ было сказано, что там город и чтобы не попасть по людям, огонь открываться не будет.
«Руслан попал на эту группу. Они просто ехали. Хотя ему говорили, подожди... Но, Руслан был смелый человек. Он сказал, что мы заняли депо, поэтому нужно выполнять... Мы его вспоминаем и всех парней вспоминаем. Вспоминаем тех, кого до сих пор не нашли, мы поднимаем этот вопрос. Но, нас никто не слышит», - рассказал один из бойцов батальона.
О каких деньгах говорил отец погибшего командира батальона «Херсон» Руслана Сторчеуса, ребята сказали, что не знают.
Что касается Мариуполя, то, по словам парней, там ему ничего не могли сделать, потому что на тот момент, это был мирный город. А вот за 150 километров от Мариуполя, куда парней загнали было другое.
С пистолетом Макарова на войне
«Должен быть другой вопрос. Почему нас загнали в тот город, когда изначально знали, что там будет котел. Почему нас не вывели 24 числа, когда Руслан еще был жив? Он хотел нас вывести, потому что мы знали – подходят российские войска. А с нашим вооружением там долго стоять было просто невозможно. У нас был автомат и пистолет Макарова. Пистолет Макарова на войне, понимаете?», - рассказали ребята.
И.о. командира батальона Андрей Шраменко по этому поводу уточнил, что для тех целей, для которых изначально планировалось задействовать батальон «Херсон» оружие было нормальное. Потому, что на тот момент, когда батальон «Херсон» и еще четыре батальона вошли в Иловайск, его левая часть была свободна от сепаратистов и отделена от ДНР блок-постами.
Тогда, по словам ребят, создавалось впечатление, что достаточно и вооружения, и всего остального. А потом цепь событий привела к тому, что бойцам батальона пришлось принять участие в тяжелых боевых действиях.
Победа за нами!
Одного из бойцов батальона «Херсон» мы попросили дать оценку шансов Украины выиграть войну у России и вот что он ответил: «Если бы мы не могли победить, то российские войска уже были бы здесь (в Херсоне – ред.). Мы народ, который все сделает. Нам чужого не надо, но свое – не отдадим. Если бы российское руководство, точно знало, что оно нас победит, то российские войска уже давно пошли бы дальше».
Также боец подметил, что украинская армия умеет воевать духом, а вот российской - этого не дано!
Татьяна БОЙКО
фото автора