Ведь когда-то «метеоры» и «ракеты» были одним из символов города. Но в годы украинской независимости они стали убыточными, и их либо распродали на лом, либо продали в Турцию — туристов катать.
Теперь скоростной пассажирский флот возрождают участники: предприниматель где-то в Киеве выкупил 50-местное судно «Полесье», оплатил его ремонт и уже выполнил тестовый рейс из Херсона в Голую Пристань. «Крылатый» кораблик не подвел — буквально долетел в Гопри за четверть часа.
В дальнейшем такие рейсы обещают сделать ежедневными и брать за «перелет по воде» всего по 30 гривен с взрослого пассажира, и полцены — с ребенка. Если же они будут окупаться, то «скоростники» будут ходить из Херсона и в другие города в низовьях Днепра. Хотя надо признать: с возрождением скоростного флота не все так гладко, как может показаться человеку со стороны.
«Возвращение в Голую Пристань скоростных пассажирских судов — моя многолетняя мечта. И теперь она сбылась, — комментирует городской голова Гопри Анатолий Негра. — Однако первоначально планировали, что первый рейс «Полесья» состоится 10—15 мая нынешнего года, а бюрократические согласования в различных ведомствах от Киева до Херсона так затянулись, что судно на подводных крыльях вышло на воду только в сентябре, фактически уже под конец навигации.
Тем не менее, недостатка в пассажирах у него не будет: крестьяне с овощами и фруктами, предназначенными для продажи на базарах областного центра, наверняка будут не против доехать в Херсон быстро и с комфортом. Да и голопристанская молодежь из числа студентов херсонских вузов тоже обеими руками ухватиться за такую возможность».
Сейчас из Херсона в Голую Пристань и обратно путешествуют в основном на междугородных автобусах. Проезд на них стоит дешевле — 18—19 гривен, но автобусы обычно набиты битком, и время поездки превышает час. Добраться в Гопри из областного центра возможно за 45 минут и на тихоходном речном трамвайчике, уплатив 16 гривен. Однако они ходят не каждый день, а всего четыре раза в неделю, при этом два рейса —социальные, когда льготники занимают все свободные места.
Так что в плане удобства и скорости «Полесье» вне конкуренции - с чуть более высокой стоимостью проезда можно смириться. Но не окажется ли так, что анонсированная цена в 30 гривен продержится недолго?
«Владелец «Полесья» арендовал на речморвокзале Херсона причал для своего детища, и мы не против такого соседства. Хотя не стал бы с уверенностью говорить, что для поездок на нем найдется столько желающих, что будут окупаться ежедневные рейсы до Голой Пристани. Я сам работал в свое время на «метеорах» и могу с уверенностью говорить, что двигатели судов на подводных крыльях чрезвычайно прожорливые. За час работы они потребляют до сотни литров горючего, которое постоянно дорожает. А это не может не отражаться на стоимости проезда.
Есть свои сложности и в техническом обслуживании. Легкий алюминиевый корпус такого судна лед может серьезно повредить, поэтому с завершением, навигации и до ледостава его нужно поднимать на сушу, а эта операция тоже непростая», — замечает начальник Нижнеднепровского представительства администрации речных портов Украины Владимир Бородин.
Несмотря на все сложности и неопределенность с окупаемостью, большинство херсонцев хотело бы верить, что «крылатые» суда рано или поздно опять займут свою нишу на рынке пассажирских перевозок. И это будет не одно - единственное «Полесье». Сегодня на верфях областного центра «скучают» еще четыре «восхода», которые никак не может продать Фонд госимущества Украины. От них остались только корпуса, но корпуса эти коррозии не поддаются — устанавливай туда новый движок, и вперед на днепровские просторы!
Сергей ЯНОВСКИЙ
«Новый день» №38(5137)18.09.2014