Как Геническ чуть не стал Порт-Саидом

Геническ, канал, море
Приблизительно в те самые годы, когда французы строили Суэцкий канал - великую мечту египетского народа, у геничан появилась своя большая мечта и тоже о судоходном канале.

Как Моисей 40 лет водил свой народ по пустыне, так и идея строительства Перекопского канала 40 лет кочевала по умам и кабинетам, прежде чем к 1888 году обрела реальное проектное воплощение, финансирование и даже своего инженера - одного из создателей Суэцкого канала. До претворения в жизнь не хватило своем чуть - монаршей резолюции.

Сразу же после окончания Крымской войны возникла мысль о создании канала, соединяющего два моря: Черное и Азовское. Первоначально проектировалось построить этот канал от Геническа до Феодосии – это примерно 60 верст, при этом имелось в виду, что по каналу смогут ходить безопасно до Феодосии даже простые лодки с зерном.

К постройке Перекопского канала вновь вернулись в 1871 году, когда в императорском географическом обществе была прочитана записка адмирала Стеценко, одного из защитников Севастополя в Крымскую войну. Заговорили о важности канала, и не только с коммерческой точки зрения, но и с военной.

Сама идея заключалась в соединении Азовского моря с Черным морем каналом, проходящим по Перекопскому перешейку. Записка адмирала Стеценко была рассмотрена в министерстве путей сообщения и одобрена, но дальше этого дело не двинулось ввиду большой стоимости постройки канала, казна не рискнула приступить к соединению морей.

В 1883 году вопрос постройки Перекопского канала снова на слуху, лоббисты деятельно ищут в России частные капиталы на его постройку, но находят лишь спустя пять лет во Франции.

Для постройки Перекопского канала образовалось акционерное общество с французским капиталом в 80 миллионов франков, впоследствии названное «Главным обществом Перекопского канала». Во главе общества стоял тогда «его императорское высочество князь Евгений Максимилианович Лейхтенбергский».

Проект общества предполагал расчистку и осушение части Сиваша, и соединение Геническа с Перекопским заливом на Черном море, причем предполагалось осушить 1/6 часть залива Сиваш и приспособить обретенную территорию под земледелие. Длина канала предполагалась в 118 километров, ширина в 21 метр по дну канала, а глубина 3,66 метров. Путь от Мариуполя до Одессы сокращался бы на 120 миль.

Кроме этого предполагалось построить два порта при входе в канал (Геническ) и выходе из него. Перекопский канал, как тогда виделось, давал возможность перевозить донской уголь «на дешевых каботажках, не выносящих переездов открытым морем». Но имелся в виду не только уголь, здесь и лес, чугун, железо и другие «громоздкие грузы».

Товарищество полагало добиться «концессии на право взимания фрахта от 2 до 4 копеек с пуда товара, смотря по его рыночной ценности, и всех ластовых сборов, обычных при стоянках судов в портах до их разгрузки и нагрузки».

По прошествии определенного времени, канал и все его сооружения, а также осушенная часть Сиваша, переходила в собственность казны. Постройкой канала должны были заняться французские специалисты, во главе которых приглашен был инженер Гессор, строивший Суэцкий канал. Реализацию проекта а предполагалось закончить через 4,5 года. Правительственная гарантия не требовалась.

О канале ходатайствовали геничане, местные предприниматели и власти, а финансирование брали на себя французские банки. Таврический губернатор в своем письме в адрес Министерства внутренних дел указывал, что "осуществление Перекопского предприятия несомненно окажет важную услугу Геническу, который будучи расположен в начале этого канала, станет естественным исходным пунктом торговых операция для прилегающих к нему местностей на далекое расстояние.

Соль Сиваша, рыба Азовского моря, скот и хлеб южной части России, донецкий уголь, словом все, направляемое из этих местностей в северные и восточные порта Черного моря и за границу, будет грузиться в Геническе...Торговые обороты, которые ожидают Геническ, не говоря уже о том, что поднимут благосостояние местечка, создадут из него крупный торговый центр, привлекут в него массы пришлых людей, торговцев, промышленников итп".

В феврале 1888 года Общество Генического порта представило покровителю этого проекта князю Лейхтенбергскому ходатайство от местных промышленников, судовладельцев и горожан, в котором те просили о скорейшем осуществлении строительства канала "для устранения затрат по вывозной операции, вызываемых мелководьем Сиваша и Генического порта, ныне удаленного на 2 версты от своего рейда".

В дальнейших заявлениях на имя учредителей от Уполномоченного Геническим обществом разъясняется, что Геническ и Мелитопольский уезд имеют земли под посевом до 750 тыс. десятин. При среднем урожае они дают до 60 млн. пудов различного зерна. Большая часть его должна быть вывезена за границу. Если теперь вывоз из Геническа обходится на 40-50 коп. (на четверть) дешевле других портов, то с углублением Генической пристани и с прорытьем Перекопского канала, цена отпускного зерна будет в состоянии конкурировать за границей с заокеанскими зерновыми предложениями.

Летом 1889 года так и не приступили к работам, но зато летом следующего года (1890) капитал товарищества, по сообщениям газет достиг 100 миллионов франков, «заключающихся в облигациях и акциях». Также стали известны некоторые изменения в проекте. Так глубины во входных портах решено было довести 4,57 метров.

Срок эксплуатации канала обществом Перекопского канала до передачи его в казну определился в 91 год, причем было оговорено, что, если казна пожелает приобрести канал ранее намеченного срока, то она может его выкупить. На постройку канала теперь уже отводилось 6 лет. Кроме этого, общество намеревалось иметь свой собственный флот в Азово-Черноморском бассейне.
В конце 1892 году проект был внесен на рассмотрение комитета министров. За осуществление принималось русско-французское акционерное общество во главе с действующим статским советником Мальцевым, «под покровительством его высочества князя Евгения Максимилиановича Лейхтенбергского». В 1894 году «его высочеством» учреждалось «Главное общество Перекопского канала».

А затем в Петербурге возникли сомнения в целесообразности строения этого канала. Гарантии правительству давать не хотелось, и виделось, что акционеры, скорее всего, прогорят – вернуть вложенный капитал вряд ли им удастся, а это могло сказаться на имидже страны. В строительстве канала было отказано.

Ирина ЗДОРОВЦОВА
© 2020 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: kherson.inform@ukr.net, контакти, архів