"Вчера вечером совершала покупки в крупном супермаркете микрорайона Корабел. В кассу стояла большая очередь, и кассир всем объявляла, что расчет ведется только за наличные: терминал для оплаты банковской картой якобы не работает. Но каждый, кто к нему приближался, в том числе и я, мог видеть: аппарат функционирует в обычном режиме.
Я давно заметила, что в этой торговой точке сбор налички перед приездом вечерней инкассации – практика обычная. Видимо, связь с банком не отсутствовала, а просто было внутреннее распоряжение админи-страции магазина, принимать лишь "живые" деньги.
Хорошо, что они у меня нашлись: обычно мне удобнее оплачивать карточкой. Хотелось бы знать, насколько правомерна такая политика супермаркета...»
Читательница также уточнила, что в другой торговой сети, широко представленной в Херсоне, когда банковский терминал не работает, его убирают, выставляя большую предупреждающую табличку. А в случае сбоя в работе аппарата предлагают покупателю перейти к другой кассе.
Детальные разъяснения на поднятую тему предоставляет ГУ Госпродпотребслужбы в Херсонской области. Оказывается, все, кто занимается продажей товаров, общественным питанием и услугами и использует регистраторы расчетных операций, должны перейти на обязательный прием специальных платежных средств для расчета. Таким образом, от потребителя не имеют права требовать наличные!
Дело в том, что магазин или ресторан, принимающие только «звонкую монету», могут запросто хитрить с налогами. Ведь деньги, не фиксируемые платежной или банковской системой, сложно посчитать. Допустим, если магазин имеет за месяц 1 миллион гривен выручки, в отчетности он укажет лишь 100 тысяч, с которых и заплатит налог. Остальное осядет по карманам коммерсантов, госказна недополучит, следовательно – пострадают бюджетники.
В общем, если вы отовариваетесь в торговом зале с площадью более 20 квадратных метров (кроме АЗС), и магазин этот не в селе (где население меньше 25 тысяч), а вам отказывают в расчете картой, порядок действий может быть таков:
- узнайте информацию о субъекте хозяйствования (в Уголке потребителя, в фискальном чеке);
- заполните шаблон на сайте Госпродпотребслужбы, указав информацию о заведении, при возможности добавьте чек или копию;
- распечатайте обращение, обязательно подпишите его, отсканируйте и отправьте – электронным или обычным письмом.
Если описанная процедура кому-то покажется затруднительной (принтер и сканер есть не у всех), есть смысл обратиться за посторонней помощью.
После жалобы инспекторы выйдут на внеплановую проверку и привлекут виновных к ответственности. За описанное нарушение законодательства о защите прав по-требителей грозит штраф в размере 500 необлагаемых минимумов доходов граждан (8500 гривен).
Неохота возиться? Тогда так и будем жить, как живем.
Оксана ЗИНЧЕНКО
"Гривна. Новый формат"