Будут ли о Херсоне говорить на саммите большой семерки?

На уходящей неделе в столице Литовской Республики прошла серия встреч и мероприятий, связанных с Украиной.

В четверг (22 марта) прошли мероприятия, инициированные торгово-промышленной палатой Вильнюса с участием делегации из Украины во главе с главой Луганской военно-гражданской администрации Юрием Гарбузом.

Начиналась же неделя серией встреч и совещаний с обсуждением совместных инициатив связанных с Херсоном и Херсонской областью.

Европейский «План Маршала» план для Украины

Не случайно одной из первых была встреча с инициатором «Европейского плана для Украины», экс-премьер-министром Литовской Республики, депутатом Сейма Андриусом Кубилюсом.

Та тетаническая работа, которую он проводит с целью отработки эффективной и долгосрочной дорожной карты экономической помощи Украине достойна большого уважения. В подготовленном пошаговом плане действий четко обозначены задачи и существующие проблемы, подлежащие совместному решению.

Одной из них является низкий процент использования (в районе 20%) Украиной средств, уже выделенных различными европейскими финансовыми организациями для реализации экономических и инфраструктурных проектов. Украина просто не предоставляет подобные проекты для финансирования.

Как быть в данной ситуации, как объяснить европейским и мировым партнерам целесообразность новой, долгосрочной программы финансовой помощи Украине при демонстрируемой низкой способности использования уже выделенных средств? Один из выходов – показать партнерам уже подготовленные к реализации проекты.

Именно одним из таких «аргументов ЗА», во время презентации в январе этого года в Сейме Литвы «Европейского плана для Украины» был указан проект реформирования и развития Херсонского морского торгового порта. Данный факт не случаен, т.к. сам проект, предусматривающий использование, опираясь на действующее законодательство Украины, модели государственно-частного партнерства, был подготовлен литовскими и украинскими специалистами, опираясь на положительный опыт реформирования и развития морского порта города Клайпеды.

Подготовленный проект по Херсонскому МТП как «ключ зажигания» для Украины

Сам по себе проект реформирования и развития Херсонского МТП (в том числе с учетом включенного в него, находящегося на грани остановки, Скадовского МТП), с использованием модели государственно-частного партнерства, не несет ожидания масштабного экономического эффекта и не относится к проектам с высокой прибыльностью.

Его функция и ключевая роль как для Херсонщины так и для Украины в ином. Было отмечено, что данный проект как «ключ зажигания», который, сам по себе, стоит не так дорого, но без которого «машина» (смежные экономические, социальные, инфраструктурные и т.д. проекты) просто не поедет.

Именно это и является одной из причин ожидания позитивной роли упомянутого, уже готового проекта в общей предполагаемой презентации «Европейской программы для Украины» во время саммита G7, предполагаемого к проведению в Канаде летом текущего года.

Обоснованные опасения депутатов Херсонского городского совета

Проголосованное 23 февраля депутатами Херсонского городского совета обращение к премьер-министру Украины Владимиру Гройсману, помимо ожидания ускорения процесса реализации подготовленного литовскими и украинскими специалистами, по инициативе городских властей, проекта реформирования Херсонского МТП, характеризует имеющиеся риски как для реализации самого проекта так и для смежных проектов, которые сами по себе имеют малые шансы на успех.

Переданное на текущей недели для рассмотрения депутатам Херсонского городского совета предварительное ТЭО, подготовленное специалистами, привлеченными Министерством инфраструктуры Украины, Администрацией морских портов Украины и предполагающее стать базой для подготовки, за счет выделенных ЕБРР средств, альтернативного «городскому» проекта технико-экономического обоснования для проведения конкурса по передаче Херсонского МТП в концессию предусматривает иное направление развития порта, не предусматривающее его участие в инициированном и одобренном как в Херсоне так и в странах-партнерах транспортного коридора Клайпеда-Беларусь-Херсон-Трабзон-Грузия-Баку.

Предлагаемый альтернативный вектор развития сводит практически к нулю всю ту работу, которую на протяжении 4 лет проводили городские и областные власти совместно с партнерами из Литвы и других стран.

Кроме того, стоит обратить внимание на колоссальные трудности, с которыми столкнулись представители городской и областной власти, при проведении переговоров с представителями бизнеса Украины и стран-партнеров с целью привлечения внимания к реализации выбранной модели развития Херсонского МТП, смежных проектов.

Связано это как с фактом расположения порта на расстоянии 100 км. от оккупированного Крыма, так и фактическими глубинами в акватории порта, позволяющими принимать суда с осадкой до 7,6м., при этом необходимыми значительными инвестициями в его развитие при ожидаемых больших сроках окупаемости, сопряженных со значительными рисками.

«Якорем на шее» может оказаться и предполагаемое разработчиками альтернативного «городскому» проекта расходование на данные работы 1 млн. евро привлеченных средств ЕБРР с предусматриваемой их компенсацией за счет средств победителя концессионного конкурса. Данное удорожание проекта, к тому же с измененным вектором развития порта, несет дополнительные риски привлечения заинтересованных в его (проекта) реализации частных партнерах (инвесторах).

Сложившаяся ситуация в совокупности с зависимостью от временного фактора как реализации самого проекта так и его роли в качестве одной из точек опор в лоббируемом в интересах Украины «Европейском плане для Украины» (важность выхода на этап проведения конкурса по определению частного партнера до саммита G7 в Канаде), при декларируемом намерении Министерства инфраструктуры Украины, АМПУ, привлеченных для подготовки концессионного конкурса международных экспертов в максимально сжатые сроки с максимальной эффективностью подготовки и проведения конкурса, требует оперативных решений.

В качестве одного из вариантов выхода из сложившейся ситуации и решения проблемы, учитывая интересы Херсонщины и Украины, может стать использование специалистами, привлеченными Министерством инфраструктуры Украины и ЕБРР для подготовки концессионного конкурса, готового ТЭО, подготовленного специалистами Литвы и Украины, внесенного 8 ноября 2017 года на рассмотрение Министерством, прошедшего многоуровневое обсуждение и отвечающее интересам Херсона, Херсонской области и Украины. ТЭО, которое обеспечит эффективную реализацию и смежных проектов.

При этом, учитывая выделенные, для реализации, в том числе указанного проекта, финансовые средства ЕБРР, по взаимной договоренности, можно было бы частично перенаправить для проведения аналогичных работ по другим портам Украины.

Запускаемые проекты, оказавшиеся под угрозой

При формировании задач, которые ставились Херсонской городской властью перед специалистами Литвы и Украины при подготовке ТЭО государственно-частного партнерства по реализации проекта реформирования и развития Херсонского МТП, был определен стратегический вектор развития, который должен был обеспечить эффективную реализацию смежных экономических, социальных, инфраструктурных проектов.

В процессе обсуждений и доработок, с участием представителей Херсонской областной власти, партнеров из Литвы, Беларуси, Турции, Грузии и ряда других стран был подготовлен проект реформирования и развития Херсонского МТП (в 2017 году, перед проведением 4-го Балтийско-Черноморского экономического форума, к нему был присоединен подготовленный проект реформирования и развития Скадовского МТП).

Качество и жизнеспособность подготовленного проекта вылилось в появляющиеся смежные проекты, в различных сферах, уже переходящие в стадию реализации.

Учитывая, выбранную стратегическую линию развития Херсонского и Скадовского портов, многогранность задач, предполагаемых к решению и требующих высокопрофессиональные кадры, адаптированные к работе на территории стран-партнеров, был инициирован масштабный совместный проект в сфере образования.

По инициативе Литвы и Херсона, в декабре 2017 года, на территории Посольства Литовской Республики в Украине, был подписан меморандум о сотрудничестве между Херсонским экономико-правовым институтом и Вильнюсским Университетом Миколаса Ромериса. Начат процесс согласования учебных программ, предполагающих частичное обучение студентов в Херсоне, частичное в Вильнюсе с получением двойных дипломов о высшем образовании (Украинского и Литовского).

Данные образовательные программы будут корректироваться с учетом того, каких специалистов необходимо будет готовить для работы в портах и предприятиях, создаваемых в рамках смежных, совместных проектов. На уходящей неделе, как и было запланировано, к данной образовательной цепочке сотрудничества начал процесс присоединения Клайпедский Университет.

В Клайпеде, где эффективно работает морской порт, являющийся одним из лидеров на Балтике, университет, учитывая сложности с подготовкой программ на украинском языке, начинает открывать программы обучения на русском языке, с целью сокращения адаптационного периода для украинских студентов с поэтапным их включением в англоязычные программы. Данная работа будет проводиться совместно с Херсонским экономико-правовым институтом. В общую единую образовательную сеть сотрудничества планируется вхождение высших учебных заведений из Трабзона, Батуми, Баку.

Учитывая позитивный мировой опыт организации и работы, в районе портов, свободных экономических зон, в аналогичном направлении планирует развивать сотрудничество и руководство Херсонской областной гос. администрации. Предполагается формирование цепочки сотрудничества между свободными экономическими зонами Клайпеды, Беларуси, Херсонской области (после ее создания), Трабзона, Грузии, Алят (Азербайджан). На текущей неделе заинтересованность присоединения к данной инициативе высказал директор СЭЗ города Шауляй (Литва).

Все партнерские проекты, начавшиеся формироваться, опираясь на подготовленный проект реформирования и развития Херсонского и Скадовского морских портов, соединились в единую инициативу создания нового транспортного коридора Клайпеда-Беларусь-Херсон-Трабзон-Грузия-Баку.

Новый транспортный коридор – новые возможности экономического развития

Своевременным и целесообразным отметили депутаты Сейма Литовской Республики создание транспортного коридора, который свяжет Балтийское и Черное море через порты Клайпеды, Херсона и Скадовска, с выходом через порт Трабзона, территорию Грузии и порт Баку на берега Каспия.

Важность данного проекта, его способность обеспечить взаимный экономический эффект для стран-партнеров, которые примут участие в его реализации, отмечали во время встреч, депутаты Сейма, представляющие как партии правящей коалиции, так и в нее не входящие. Как имеющая перспективу для реализации, была отмечена идея проведения в Клайпеде совещания с участием представителей Министерств транспорта (инфраструктуры) Украины, Литвы, Беларуси, Турции и др.стран, руководителей портов Клайпеды, Херсона, Трабзона.

Более детальное обсуждение ситуации с развитием инициативы нового транспортного коридора, роли в его эффективной работе портов Клайпеды, Херсона, Трабзона, Баку, фактическом состоянии на данный момент морских портов Херсона и Скадовска, роли временного фактора состоялось в Министерстве транспорта Литвы, при участии заместителя Министра Ричардаса Дегутиса (на фото второй справа).

Данная встреча была не первой, поэтому акценты были сделаны в большей степени на обсуждении текущей ситуации с реализацией данной инициативы, возможных новых перспективах как для развития транспортно-логистических сетей стран-партнеров так и для их экономик, инициировании и реализации новых совместных проектов.

То, что инициатива Литвы и Херсонщины по созданию нового транспортного коридора, как плацдарм для нового уровня многостороннего сотрудничества, имеет хорошие перспективы на жизнь и развитие, косвенно подтвердила встреча с коммерческим директором аэродрома города Шауляй Артурасом Юркевичусом.

Занимающийся перемещением грузов при помощи грузовой авиации и базирующийся в городе Шауляй, через который проходит железнодорожная ветка по инициированному транспортному коридору на Клайпеду, были отмечены открывающиеся дополнительные возможности использования транспортной авиации.

При этом сам транспортный коридор, учитывая то, как стали развиваться события вокруг его создания, становится коридором многостороннего и взаимовыгодного сотрудничества, открывающим новые перспективы развития городам, областям (районам) и странам через которые он будет проходить.

Уходящая неделя в очередной раз подтвердила важность и большие перспективы многостороннего развития, которые открывает подготовленный проект и реализация появляющихся, с опорой на него, инициатив.

При этом друзья и коллеги из стран-партнеров не перестают акцентировать внимание на факторе времени ибо промедление с фактическим стартом (проведением открытого и незаангажированного конкурса, запуска процесса реформирования Херсонского и Скадовского морских портов) может свести на нет всю, уже проделанную, колоссальную работу.

Владимир МАКУХА

© 2021 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: kherson.inform@ukr.net, контакти, архів