Приведет ли инициатива Херсона «План Маршала» в Украину?

О необходимости системной и долгосрочной экономической помощи Украине, направленной на осуществление инфраструктурных реформи реформирование экономического сектора вопрос поднимается давно, на различных международных площадках.

Одним из основных лоббистов Украины в данном вопросе выступает Литва. Инициированный группой литовских политиков, во главе с экс-премьер-министром Литвы, депутатом Сейма Андрюсом Кубилюсом, «Новый Европейский план для Украины» (называемый «Планом Маршала для Украины») на протяжении нескольких лет предметно пытаются обосновать к практической реализации.

В конце января этого года в городе Вильнюс был проведен семинар «Развитие инвестиционного потенциала – европейский план для Украины».

В данном мероприятии, которое вел А.Кубилюс, приняли участие глава МИД Литвы Л.Линкявичус, вице-министр финансов Литвы Л.Маскальовене, народные депутаты Украины Анна Гопко и Остап Еднак, директор департамента инвестиционных проектов Министерства экономического развития и торговли Украины Оксана Гришкевич, советник Премьер-Министра Украины АдомасАудицкас, вице-президент Европейского инвестиционного банка В.Гудак, представители Еврокомиссии и финансовых учреждений ЕС, представители посольств США и Канады в Литве.

«Красной нитью» в выступлении многих участников мероприятия отмечалась важность предоставления Украине действенной международной помощи, которая будет способствовать не только росту экономики, но и позволит осуществлять реформы во всех сферах, успешно противостоять российской агрессии.

В процессе предметного обсуждения представленного экономического плана для Украины, в частности, Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичус обратил внимание на присутствующий скептицизм у международных партнеров касательно способности Украины проводить быстрые и эффективные реформы, эффективно использовать международную помощь при существующем уровне коррупции в стране.

Кроме того, практически все участники семинара отмечали низкую институциональную способность Украины эффективно использовать международную финансовую помощь и низкий уровень подготовки и обработки социально важных инвестиционных проектов.

В связи с этим Украина использует только 20% средств, которые выделяет Европейский инвестиционный банк и другие международные финансовые учреждения.

О каком «Плане Маршала для Украины» можно говорить, если у нас нет готовых для финансирования проектов?

Это не совсем так, апеллировали презентацией «Нового Европейского плана для Украины» литовские друзья. Именно проект реформирования Херсонского морского торгового порта выступил в качестве одной из аргументаций того, что у Украины есть качественно подготовленные и готовые к реализации проекты.

Упомянутый литовскими лоббистами интересов Украины подготовленный по инициативе Херсона проект реализации модели государственно-частного партнерства по модернизации и развитию Херсонского МТП, полностью коррелировался с докладами представителей CPMA, VIPA и INVEGA. Ими были представлены успешные проекты с описанием методик разработки моделей государственно-частного партнерства и финансовые инструменты, которые были использованы для их успешной реализации в Литве.

Таким образом, подготовленный литовскими и украинскими специалистами проект по Херсонскому МТП становится тем плотиком, благодаря которому, так называемый, «План Маршала для Украины» все же имеет перспективы «доплыть» до Украины.

Этот появляющийся оптимизм, в совокупности с гордостью за Херсон, наталкивается на другой вопрос – понимают ли это в Кабинете Министров Украины, в частности Министерстве инфраструктуры?

Проект, который высоко оценен представителями многих стран-партнеров, взятый, в качестве примера для лоббирования поддержки «Нового Европейского плана для Украины», с 8 ноября 2017 года «пылится» где то в кабинетах Министерства.

Изменится ли ситуация в ближайшей временной перспективе? Будет ли использована Министерством инфраструктуры Украины возможность, опираясь на готовый проект, оперативно подготовить и провести открытый и прозрачный конкурс по определению частного партнера и условий реализации данного проекта?

По истечению уже 3-х месяцев (с момента официального внесения проекта на рассмотрение Министерством) «тишины» судить сложно...

При этом можно констатировать, что время на качественную подготовку и проведение конкурса, до инициированного очередного этапа обсуждения «Нового Европейского плана для Украины» на саммите G7, который запланирован на июнь этого года в Канаде, у Министерства инфраструктуры Украины еще есть.

Владимир МАКУХА

© 2020 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: kherson.inform@ukr.net, контакти, архів