Опытный производственник и талантливый организатор Всеволод Фёдорович Заботин успешно руководил Херсонским судостроительным заводом на протяжении четверти века (с1961 по 1986 год).
Именно при нём, заводом было освоено около 20 проектов и построено 230 судов.
Из них 76 пошли на экспорт (предприятие было единственным на юге Украины, которое экспортировало суда).
Завод стал важнейшей экономической составляющей города Херсона (в те годы с его стапелей ежегодно сходили свыше десятка танкеров и крупнотоннажных судов).
Обладая уникальными знаниями и большим опытом, Всеволод Фёдорович Заботин успешно руководил 20-ти тысячным коллективом завода, эффективно управляя всеми производственными процессами. Он не любил многословия и требовал от подчинённых чёткого, оперативного и осмысленного решения поставленных задач.
Его стратегия, как генерального директора, отличалась широтой мышления и размахом действий. Хорошо осознавая, что именно кадры решают всё, Всеволод Заботин очень тщательно отбирал специалистов в свою команду, от которой во многом зависел успех всех его начинаний. И ему удалось собрать управленческую элиту единомышленников, которая успешно решала любые самые сложные задачи.
Среди его соратников немало известных в области личностей. Это ныне здравствующие Валентин Трубач, Вячеслав Ковальский, Юрий Коржов, Анатолий Мельниченко, Валентин Морданенко, Виктор Юдин, Владимир Чёрный и некоторые другие.
Нельзя не упомянуть и тех, которых, к сожалению, уже нет среди нас - Фёдора Багненко, Василия Синьковского, Наума Яблуновского, Григория Сиганевича, Леонида Поливко. Все они работали с полной отдачей сил и каждый из них внёс свою достойную лепту в развитие судостроения на Херсонщине.
При активном участием Всеволода Федоровича на стапелях впервые в мировой практике была введена электросварка в углекислой среде в автоматическом и полуавтоматическом режиме, за что в апреле 1963 года он получил Ленинскую премию.
Под его непосредственным руководством херсонские корабелы строили самые современные суда: танкеры, ледоколы, контейнеровозы, лихтеровозы, плавучие доки.
Всеволод Заботин был инициатором создания в Херсоне системы подготовки корабелов: Была организована профориентация в школах, открыты профтехучилище, техникум и филиал Николаевского кораблестроительного института.
В декабре 1970 г. Херсонский судостроительный завод был награжден орденом Ленина. К тому времени херсонские корабли уже получили известность в мире. Заказчиками завода стали Греция, Германия, Англия, Дания, Индия и другие страны.
С именем Всеволода Федоровича связанно появление нового, удобного для проживания, жилого массива города Херсон – микрорайона «Корабел», где для судостроителей построили целый городок с больницей, магазинами, кинотеатром, детскими садиками, школами. На базе предприятия там была создана полноценная система коммунального хозяйства со своими ЖЭКами и котельными. Функционировали пожарная охрана, медицинская служба, база отдыха.
К сожалению, сегодня очень сложно оценивать нынешнее состояние дел в судостроительной отрасли Херсонщины. Это тема для отдельных исследований и публикаций. Тем более, если анализировать материалы средств массовой информации, проблем у херсонских корабелов, как, впрочем, и у всех корабелов страны, более, чем достаточно.
Поэтому сегодня не мешает лишний раз вспомнить, что когда-то херсонское судостроение занимало достойное место в экономике всего Советского Союза. И в этом большая заслуга легендарного херсонского корабела Всеволода Фёдоровича Заботина, навечно оставшегося в народной памяти в одном ряду с основателем Херсона Иваном Ганнибалом, флотоводцем Федором Ушаковым и полководцем Александром Суворовым, которые в далёком XVIII веке построили наш город, защитили его от врагов и заложили первые корабли на Чёрном море.
Юрий АНИСИМОВ
Заслуженный журналист Украины
Фото Александр Корняков
СПРАВКА: Заботин Всеволод Фёдорович - родился 29 декабря 1917 года в Николаеве. В 1941 году закончил Николаевский кораблестроительный институт. С началом войны был направлен в733 стрелковый полк. Затем саперное, позже артиллерийское училище.
С марта 1942 года, как судостроитель, был направлен в Астрахань, на судостроительный завод мастером. Вскоре был назначен на должность строителя судов ( филиал завода находился в Баку). В феврале 1945 года получил свою первую государственную награду – медаль «За оборону Кавказа».
После окончания войны Всеволод Фёдорович Заботин возвратился в Николаев на завод имени «61 коммунара» и стал работать начальником стапельного цеха.
В 1955 году в возрасте 38 лет Всеволод Заботин был назначен главным инженером Херсонского судостроительного завода, который к тому времени построил всего пять танкеров.
В 1961 году назначен директором Херсонского судостроительного завода. Неоднократно избирался депутатом Херсонского городского совета народных депутатов. В 1986 году в возрасте 69 лет Заботин был освобождён от занимаемой должности.
Всеволод Федорович Заботин ушел из жизни в 1994 году. На центральном херсонском городском кладбище стоит памятник с его барельефом и изображением судов, построенных при нём. В центре Херсона, на площади Свободы в доме, где жил легендарный корабел, установлена мемориальная доска.