Я зашла в магазин секонд- хенд, что в районе завода стеклотары, с коляской, причём маленькой – "тростинкой" (мамы знают, что это очень компактные прогулочные колясочки). Чтобы никому не мешать, оставила колясочку с ребёнком сбоку у рядов.
Выбрав несколько вещей, я уже спешила к кассе, чтобы оплатить. Но тут недовольная продавец сказала, чтобы я вывезла свою коляску на улицу.
Ребёнка мне предложила взять на руки и ходить с ним по магазину. Я возразила. В первую очередь, потому что не могу носить ребёнка на руках, так как беременна. На это она ответила, что продавцы не рентген, чтобы всех просвечивать. И настаивала на своём.
Когда эта женщина перешла на откровенное хамство, я потребовала книгу жалоб. Но продавец сказала, что книги жалоб у них нет и нет закона, обязующего магазин её иметь. Я прекрасно знаю, что это нарушение, и пригрозила вызвать полицию. Но надо мной посмеялись и сказали, что полиции не боятся. Мол, вызывай кого хочешь.
Я очень разнервничалась, мне было неприят-но и обидно, что я не могу защитить свои права. Моя коляска никому не мешала, в магазине было не более пяти покупателей, но меня нахально прогоняли. Я настаивала на своём, и продавец, сделав мне одолжение, сказала: ладно, оставайтесь. Естественно, мне было уже не до покупок!
Знаете, если бы на двери этого магазина было предупреждение: "С колясками не входить", то я бы лучше вообще прошла мимо, чем терпеть такое отношение и позор! В этот магазин я больше ни ногой! Продавец вела себя грубо и с другими покупателями, пока ругалась со мной, успела нахамить ещё одной женщине.
Я пожаловалось в управление по защите прав потребителей. И хочу, чтобы покупатели знали, какое обслуживание в этом магазине! Разве можно так относиться к мамам с маленькими детьми?»
Оказывается, ситуация, описанная нашей читательницей, – действительно распространённая проблема. В Интернете подобные случаи обсуждают сплошь и рядом. Многие мамы рассказывают, что нередко на магазинах уже вывешено предупреждение: «С колясками не входить». При этом в этих же магазинах продаются детские товары и продукты.
Возможно, кто-то из читателей подумает: неужели такая срочность бежать за покупками с малышом, сиди дома. Но в жизни бывают разные ситуации: мама-одиночка, муж в рейсе по полгода, нет бабушек и дедушек и так далее. Как быть таким женщинам?
Как «Гривне» рассказали в Главном управлении Госпродпотреб-службы в Херсонской области, в документах Кабмина, которыми регулируются взаимоотношения покупателя и продавца (постановление КМУ «Об утверждении Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения»), ничего не сказано о том, можно или нельзя посещать магазин с детской коляской.
Так как в документах не регламентирован въезд с детскими колясками, администрация магазина может его и запретить. К примеру, если площадь магазина или вход в него не позволяют это сделать. В таких случаях, проявив уважение к покупателям, администрация может уведомить об этом мам соответствующим объявлением.
Но в то же время не исключено, что кто-то значок на двери с перечеркнутой коляской может воспринять как дискриминацию женщин с детьми. Впрочем, сами женщины должны понимать, стоит ли им заходить в магазин с габаритной детской коляской, если там негде развернуться покупателям с авоськами. Ведь помимо просторных супермаркетов у нас достаточно маленьких по площади магазинчиков.
Однако есть другая сторона этого вопроса. Сотрудники магазина независимо от формы собственно-сти не имеют права не пускать мам с детскими колясками. Ведь согласно статье 17 Закона «О защите прав потребителей» для всех покупателей одинаковой мерой признается право на удовлетворение их потребностей в сфере торгового и других видов обслуживания. Потому некоторые супермаркеты во избежание конфликта организовывают место, где можно оставить детскую коляску.
Что касается наличия уголка потребителя в магазине. Все предприниматели, работающие в сфере розничной торговли, обязаны со-блюдать Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров.
А его пункт 10 гласит, что субъекты хозяйствования обязаны на видном и доступном месте обустроить уголок покупателя (куточок споживача). Он представляет собой эстетически оформленный стенд с набором необходимой покупателю информации и документов. Это: информация о наименовании собственника, книга отзывов и предложений, торговый патент и лицензии.
И это продавцам следовало бы знать. Ведь наличие уголка покупателя и соблюдение требований по его обустройству и наполнению контролирует управление по защите потребителей. И за нарушение правил торговли к предпринимателям могут применить админштраф в размере от 17 до 170 гривен.
Алёна ГРЕБЕНЮК
"Гривна. Новый формат"