Напомним, что в том пожаре сразу погибли его 25-летняя жена Елена и трое детей – годовалая Вероника, 5-летняя Виктория и 7-летний Серёжа. Отпевали погибших 21 сентября в Свято-Духовском соборе, прихожанами этой церкви была погибшая семья.
За жизнь Юрия врачи ожогового отделения Херсонской областной клинической больницы боролись почти неделю. Врачи отмечали, что его состояние было тяжёлым, но стабильным, – и всё же помочь могло только чудо, перспективы на жизнь медики характеризовали как откровенно минимальные. Увы, чудо не случилось.
К тушению пожара, быстро охватившего дом с деревянными перекрытиями, были привлечены 45 человек личного состава и 10 единиц техники, сообщила пресс-служба ГУ ГСЧС в области. А комментируя пережитый ужас той ночи, херсонцы говорят: с самого начала и почти час жильцы и жители соседних домов боролись с огнём сами, при помощи обычных поливных шлангов и вёдер с водой.
Причины озвучивают разные: кто-то утверждает, что не мог полчаса дозвониться в спасательную службу, кто-то упрекает, что пожарные слишком долго ехали, а когда прибыли, то не могли подать воду. Спасатели, прибывшие на тушение, подтвердили, что сначала напор в сети был настолько слаб, что вода не поступала в рукава, и им пришлось звонить в водоканал, чтобы усилили напор.
Но начальник Главного управления ГСЧС Херсонщины Сергей Чёрный отметает упрёки в бездеятельности своих подчинённых: «Никто не обратил внимание на то, сколько было задействовано сил и средств областной службы ГСЧС, как самоотверженно после прибытия на место происшествия спасатели проводили эвакуацию граждан и осуществляли пожаротушение по всему периметру здания. Благодаря этому огонь не перекинулся на соседние дома, расположенные рядом с горящим».
Он напомнил, что первый вызов на номер 101 поступил в 4:45, а уже в 4:51 первые подразделения прибыли на место: «Судя по этому, можно сделать вывод, что люди сначала пытались собственными силами ликвидировать пожар, выносили имущество, выводили детей, а потом начали звонить на номер 101 и в другие экстренные службы. Более того, первый звонок о пожаре поступил от жителя соседнего дома, – пишет Сергей Чёрный в соцсети.
– К сожалению, в этом трагическом событии не всё так просто. Наравне с неравнодушными гражданами мы болезненно воспринимаем подобные трагедии. А ещё очень обидно, когда вместо слов благодарности мы слышим нарекания и недовольство, на наш взгляд, совершенно безосновательно, поскольку, не зная специфики профессии, люди делают ошибочные выводы».
Серьёзные повреждения во время тушения пожара, напомним, получил 26-летний спасатель ГПСЧ-14 Максим Клименко. Вспоминая тот ночной вызов, он рассказывал, что когда выехали, уже было видно, куда надо двигаться, – стоял высокий столб дыма.
На месте спасатели увидели, что половины крыши второго этажа нет. Прежде всего Максим взялся за эвакуацию людей. Здание ещё не было отключено от электричества, оголённые провода лежали на земле, поэтому при подаче воды могли погибнуть люди.
Максим помог спуститься с крыши мужчине, который самостоятельно пытался тушить пожар, потом ещё одному человеку, который не мог сам выбраться. Когда увидел, что люди из соседней квартиры не могут выбраться самостоятельно, потому что у них заблокировано окно, направился туда. Там и провалился в подвал.
Сверху на спасателя упал человек, и в результате Максим получил сложный перелом таза. Главврач «Тропинки» и глава «медицинской» депутатской комиссии горсовета Леонид Ремыга 25 сентября рассказал «Гривне», что обошлось, к счастью, без операции:
«Состояние пострадавшего вполне удовлетворительное, чувствует себя нормально, получает адекватную терапию. Сложность в том, что в течение месяца ему придется лежать неподвижно в неудобной позе, это повлияет и на мышцы, и на другие ткани. Так что реабилитация будет длительной, около полугода. Обнадеживает, что он человек молодой, с хорошим иммунитетом».
Несколько нардепов тем временем обратились к Президенту Порошенко и главе ГСЧС Николаю Чечеткину с ходатайством наградить спасателя. Сам же Максим Клименко говорит, что не ожидал такой поддержки от людей. При этом он не считает свой поступок героическим и благодарит людей за помощь. Говорит, что просто делал свою работу, и если надо будет сделать это снова, он готов. Сердобольные херсонцы помогают деньгами на лечение, приходят в больницу интересоваться состоянием пожарного.
Огненная стихия полностью уничтожила в доме 11 квартир из 14-ти. Подлежит ли восстановлению дом 1905 года постройки, решат по итогам экспертизы. Предварительно говорили, что она займет около недели времени, но по состоянию на 26 сентября на сайте мэрии никакой новой информации по этому поводу не появилось.
Причиной пожара предварительно называют короткое замыкание проводки – тем более, что прецеденты уже были. Спасатели уже выезжали несколько месяцев назад на возгорание в этой же квартире, а один раз жильцы управились своими силами, говорят соседи погибших. В полиции открыли уголовное производство по статье 270 УК «Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности».
А люди, оставшиеся без крыши над головой, без вещей и документов, пытаются понять, как жить дальше. В помощи, по данным мэрии, нуждаются 25 человек. Сбор вещей для погорельцев объявили сразу, и за короткое время херсонцы принесли кто что мог. Подключились даже волонтеры благотворительного проекта «Добра шафа» из соседне-го Николаева.
Передавать в Херсоне для потерпевших вещи и предметы быта, мебель, технику можно на гуманитарный склад благотворительного фонда «София» в рабочие дни с 10:00 до 16:00. Он расположен в админздании полупроводнико-вого завода со стороны улицы Садовой. Телефон (0552) 39-06-26.
Также херсонцы приносят помощь для погорельцев в Херсонский гуманитарный центр на улице 295-й Херсонской стрелковой дивизии, 6/9. 25 сентября сотрудник центра Генрих Гутерман написал в соцсети: «Вещей, посуды, хозинвентаря уже очень, очень, очень много! Можно приносить продукты, школьную канцелярию». По телефону (0552) 49-21-74 можно уточнить потребности пострадавших.
Принимают помощь и в общежитии на улице Комкова, 76в, где предоставили комнаты для погорельцев. Впрочем, не все пострадавшие от пожара семьи согласились поселиться в общежитии. Кто-то поселился у родственников, кто-то предпочитает съемное жилье. Чиновники говорят, что общежитие – временное решение, и сессия горсовета должна будет выделить херсонцам деньги на покупку жилья. Но дело это, видимо, не скорое.
Пока же материальная помощь поступает на первые нужды. Херсонский фонд «Захист» 21 сентября выдал погорельцам 24 200 гривен – по 2240 гривен каждой из 10-ти семей. Всего пожертвований в фонд поступило 29 200 гривен, оставшуюся сумму перечислят на лечение спасателя Максима Клименко.
Губернатор и все его замы решили перечислить пострадавшим от огня сентябрьскую зарплату. В супермаркетах «Фреш» установят благотворительные ящички для сбора пожертвований пострадавшим на пожаре и на лечение спасателя. Кроме того, на Центральном рынке волонтеры проводят акции по сбору помощи пострадавшим, сбор денег объявили и в некоторых школах.
По информации директора Херсонского горцентра социальных служб для семьи, детей и молодежи Антона Ефанова, за каждой пострадавшей семьей закреплен социальный работник, который должен разъяснить, где, как и когда можно получить гуманитарную помощь, восстановить документы и тому подобное. В мэрии с пострадавшими работают по вопросу восстановления сгоревших документов.
Ольга АНДРЕЕВА
"Гривна. Новый формат"