Недавно в павильонах «Мистецького арсеналу» в Киеве прошла выставка «Чистое искусство».
Среди прочих работ в экспозиции была представлена и видеоинсталляция дома бабушки Полины.
О самобытной художнице снимали сюжеты телевизионщики, её проведывали журналисты, творчеством интересовались художники, историки-краеведы, приезжали в Олешки и туристы.
Всё это происходило после того, как к Полине Райко пришла известность. И далеко не всем делегациям была рада художница. Ведь рисовать, а вернее расписывать своё жильё Полина Андреевна начала в 69 лет, после вереницы трагических событий в семье.
Сначала умер муж, с которым они построили свой дом, затем в автоаварии погибла дочь, а сын, изрядно пристрастившись к пьянству, пропил всё в доме. Однажды избив мать, он угодил в тюрьму. А отбыв заключение, вскорости умер от болезни. Как говорила во время наших встреч Полина Андреевна, рисовать она начала для души, чтобы не было тоскливо от одиночества.
«Решила однажды сделать ремонт, купила краски-эмаль ПФ, щётки, растворитель. И вдруг ночью мне захотелось расписать сначала одну стену, комнату, потолок – что-то меня осенило. Попробовала – получилось. Сколько времени горевала, а эти рисунки подняли мне настроение. Жить-то надо было», – делилась Полина Андреевна.
Со временем бабушка расписала все стены, потолки, двери в доме, летнюю кухню, ворота, забор. Символически воплощая родственников, природу, животных в своих рисунках. При этом художница не делала предварительные эскизы, карандашные наброски. Красочная палитра оставалась прежней: белая эмаль ПФ, которая смешивалась с зелёным, синим цветами, и кисти из щетины.
Херсонские художники, проведывая Райко, дарили ей наборы гуаши, акварели, профессиональные кисти. Но бабушка по-прежнему предпочитала проверенное «РАЙкове малярство» – именно так называла свои росписи Полина Андреевна.
Полину Райко давно признали мастером наивного искусства (оно же – «примитивное» или «чистое», так называют творчество самобытных художников из народа). Её имя значится в числе передовых представителей этого направления в мире.
К сожалению, созданный художницей дом-музей в Олешках после её смерти в 2004 году постепенно разрушается. Ведь изначально Полина Райко не проводила необходимые грунтовочные работы, которые предваряют настенные росписи. Трещины в стенах, шелушение верхнего слоя эмали уже сегодня требуют реставрации.
Много о попытках сохранения дома Полины Райко доводилось слышать за последние годы. Для туристических маршрутов Херсонщины наиболее приемлемым остаётся создание в Олешках первого музея наивного искусства Украины.
Анатолий АНДРЕЕВ
Гривна. Новый формат
На фото автора: Полина Райко в своём расписном доме, 2003-й год.