Без права на врачебную ошибку

''Фронтовые'' будни херсонской больницы Министерства внутренних дел

Жесткий отбор

''Оптимизация'' украинского здравоохранения из года в год сводилась к сокращениям врачей и коек.

Причем каждый раз под раздачу попадала в первую очередь ведомственная медицина, от которой государство избавлялось прямо-таки с пожарной скоростью.

Но тут вдруг стало понятно, что с разрушительными намерениями, мягко говоря, поторопились — иные стационары, скоропалительно объявленные ненужными, оказались жизненно важны как для государства, так и для людей.

В их числе — государственное учреждение ''Территориальное медицинское объединение МВД Украины по Херсонской области'', которое херсонцы прозвали полицейским госпиталем. И народному названию в меткости не откажешь. Ведь при больнице МВД работает единственная в крае военно-врачебная комиссия. Ее специалисты определяют, годен ли кандидат к службе в право­охранительных органах, устойчива ли его психика. А при отборе, как правило, отсеивают каждого десятого-двенадцатого.

Жестко, но иначе нельзя: если недуг выявят уже после того, как полицейского примут на службу, его придется досрочно отправлять на пенсию по болезни. Значит, все расходы на профессиональную подготовку (оплаченную, кстати, средствами налогоплательщиков) пойдут насмарку. Или того хуже: неадекватный полицейский с приступами немотивированной агрессии либо суицидальными наклонностями вообще может стать потенциальной угрозой для своих же сослуживцев.

Чтобы этого не случилось, ''новобранцев'' еще и в обязательном порядке тестируют на базе здешнего Центра психиатрической помощи и психофизиологического отбора, где работают 6 опытнейших психиатров и психофизиологов. Причем работы у них, прямо скажем, невпроворот: ежегодно обследование проходят около тысячи человек. А при наборе в новую полицию требовалось протестировать сразу 1998 кандидатов!

Все для пациента

Значимость херсонской больницы МВД еще и в том, что она представляет собой универсальный, самодостаточный медицинский комплекс. В ее поликлинике работают врачи практически всех специальностей — от хирурга и офтальмолога до уролога и эндокринолога. Есть стационар на 70 коек.

А в диагностическом центре сделают любой анализ, включительно с эндоскопией и УЗИ. Причем лабораторное оборудование постоянно обновляется: в прошлом году, к примеру, купили за 180 тысяч бюджетных гривен гематологический анализатор, позволяющий провести анализ крови по 21 параметру. Не­давно МВД Украины выделило еще 2,5 миллиона гривен на приобретение новейшего цифрового рентгеновского аппарата.

Но это — лишь сухая статистика. А в реальной жизни все просто и понятно: сотрудники больницы МВД готовы бороться за жизнь своих пациентов любой ценой, порой даже с оружием в руках. И сказано это вовсе не для красного словца. Ведь на фасаде медучреждения — мемориальная доска в память врача Владислава Ковалева, погибшего под Иловайском.

— Влад запомнился коллегам светлым, открытым, жизнерадостным человеком. Мы сблизились с ним не только потому, что оба — хирурги по специальности. Объединило еще и общее хобби: по выходным вместе выбирались на природу с удочками. Поэтому мне лично Влада сейчас не хватает вдвойне, — сознается начальник госучреждения ''Территориальное медицинское объединение МВД Украины по Херсонской области'' Сергей Коновалов.

Целители тел

В числе пациентов ''полицейского госпиталя'', кроме самих полицей­ских, на обслуживании еще и пограничники, нацгвардейцы, спасатели, члены их семей и пенсионеры силовых структур. Из этих 20 тысяч человек — более сотни участников АТО, прошедших через огонь, видевших смерть боевых товарищей. Некоторые чудом вырвались из плена, были ранены, и врачи больницы МВД стали для них настоящими ангелами-хранителями.

— Еще до войны на востоке Украины приходилось оказывать помощь пациентам и с ножевыми, и с пулевыми ранениями, полученными при задержаниях преступников. Когда началась антитеррористическая операция, шестеро херсонских добровольцев вырвались из иловайского котла, но были ранены. После того, как их подлатали в стационарах Днепропетровска, лично мне выпало вывозить земляков в Херсон. Парни получили очень болезненные осколочные ранения, были контужены, но держались мужественно — никто не позволил себе жалоб или нытья. Потом они еще ходили ко мне на перевязки, — вспомнил врач-хирург Александр Новокшанов.

...В больничной палате я познакомился со старшим прапорщиком ба­тальона Национальной гвардии Алексеем Василенко. Алексея Сергеевича с полным правом можно назвать ветераном войны на восточном фронте. В командировках в зону АТО он побывал дважды, и ни одна из них не была спокойной и безопасной. В 2014 году под тем же Иловайском попал в засаду, был ранен осколком в ногу и уходил через границу с РФ.

Через 3 дня пробрался к своим, лечился в госпитальном стационаре, и врачи-кудесники из херсонской больницы МВД вылечили. Здоровье позволило вернуться на службу, а старая рана дает о себе знать фантомными болями только в холода. Но в стационар ежегодно приходится возвращаться на десяток дней для профилактического курса, эффективностью которого старший прапорщик доволен.

— Больничный сервис мне нравится. Питание — норма, лекарств за свои кровные покупать не требуется. На любую просьбу медики откликаются мгновенно. Такое уважение к пациенту и внимание к его нуждам нынче встретишь далеко не везде, — искренне похвалил людей в белых халатах Алексей Василенко.

...и целители душ

Есть расхожее выражение — эхо войны. Так вот: это эхо в больнице МВД звучит повсюду, а не только в хирургии или палатах стационарного отделения. Ведь вернувшиеся с фронта парни в камуфляже несут с собой неизжитую боль — как физическую, так и душевную. Ее тоже стараются исцелить в Центре психиатрической помощи и психофизиологического отбора, где на учете состоят 83 АТОшника.

— Многих бойцов, вернувшихся домой живыми, прямо-таки гложет неотступное, навязчивое чувство вины: почему я вернулся, а друзья — нет? Из-за него многие стараются опять уйти на фронт, желая отомстить за смерть друзей и побратимов. Один мой пациент, отец двоих детей, восстановился после контузии, вопреки уговорам жены снова заключил контракт с другой воинской частью и опять очутился на переднем крае, чтобы ''отдать долги'' врагам. Другие в мирной обстановке по ночам не могут спать спокойно — их мучают кошмары. Да и днем на улице услышал громкий хлопок и распластался на асфaльте — ''поставленный'' на взрыв мины рефлекс никуда не делся, — продолжает практический психолог Сергей Голев.

— В среднем, около половины участников боевых действий борются с депрессией, чувством страха и тревожности. Сложность еще и в том, что кое-кто обращаться к психологу просто стесняется — считает это слабостью, недостойной мужчины. Приходится убеждать, завоевывать доверие пациентов. С нашей помощью им все же удается стабилизировать психику и вернуться к полноценной жизни в кругу семьи, однако времени на это уходит немало. Бесспорной победой психологов нашего центра я считаю то, что ни один из наших пациентов не пошел на суицид. А ведь эта беда не миновала еще ни одну армию мира. В США, например, больше военнослужащих покончили с собой, чем их погибло на войне во Вьетнаме.

Лекарства — еще не все

Медики херсонской больницы МВД ведут свой незримый бой за здоровье каждого пациента — это их собственный фронт, на котором поражения недопустимы. Так что недолеченными домой никого не отпускают. Исцелив тело и укрепив мятущуюся душу, для закрепления результата и при необходимости выдают стражам порядка и бойцам АТО направления в санатории — Хмельника, Кременца на Ивано-Франковщине, Пущи-Водицы на Киевщине.

Однако наряду с лекарствами, оздоровительными процедурами, минеральными водами все-таки не обо­йтись без ''панацеи'' в виде настоящего целительского таланта, системного подхода к лечению и элементарной заботы о тех, кто остро нуждается в помощи и участии. И хорошо, что обо всем этом врачи тоже никогда не забывают.

Сергей ЯНОВСКИЙ
"Новый День"

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон