Трубы пошли на лом
Окраины села Токаревки еще с зимы приобрели такой вид, словно тут решительно готовятся к боевым действиям. Всюду ямы и траншеи, земляные насыпи и мусор, куски труб.
Однако пугаться не стоит: просто это атрибуты реализации местного «проекта века» — меняют технический водовод, который снабжал около 300 здешних дворов живительной влагой.
Казалось бы, этому можно только радоваться — ведь фирма-подрядчик за свою работу даже денег из бюджета сельсовета не берет, довольствуясь старыми трубами для сдачи на лом.
Однако наученные горьким опытом крестьяне знают, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И задают все больше вопросов об этой сделке.
«Сама разветвленная система водоснабжения длиной приблизительно в 4 километра состояла из насосной станции, центральной трубы диаметром 530 мм, к которой в 1995—1998 годах присоединили новые трубы диаметром 219—230 мм, по которым подавалась вода на приусадебные участки в Токаревке.
Толщина стенок металлических труб составляла 8 мм, а срок эксплуатации — 75—80 лет. 8 декабря 2016 года сельского голову Ольгу Кузнецову и начальника Токаревского коммунального предприятия осенила идея заменить существующую рабочую сеть водовода из металлических труб на пластиковые. Без проведения общего собрания жителей села, которые фактически являются собственниками коллективного имущества, и общественного обсуждения вопрос вынесли на сессию. Хотя за время эксплуатации сети ни работники КП, ни депутаты с представителями общественности никаких комиссий не создавали и акты обследования трубопроводов не составляли», — говорится в коллективном письме за полутора десятками подписей жителей Токаревки в редакцию газеты «Новый день».
А подтопление откуда?
Сельчан беспокоит, что пластиковые трубы, которыми фирма-подрядчик решила заменить металлические, — отнюдь не новые, а уже где-то использовались. Какой у них будет срок эксплуатации — кто его знает. Не понятно также, почему кинулись менять металлические трубы, но не заменили и даже не обследовали состояние гидроизоляции самого пруда-накопителя, от которого подается вода на полив. А он, между прочим, тоже строился более полувека назад. Именно в этом, кстати, видят причину подтопления владельцы усадеб по соседству.
— Я живу в Токаревке 40 лет, и в последние годы, как начинается лето, так в подвале вода. Бывают такие дни, когда за сутки до 300 литров набегало, и если их не выбирал, так и дом затопило бы. Сейчас стало еще хуже: пруд-накопитель вроде бы пуст, и в поливе никто не нуждается, однако вода все равно из подвала не уходит. Пришлось вырыть там собственный «накопитель» и траншеи, чтобы оттуда ее откачивать. Каждый месяц насос «съедает» до 60 киловатт. А платить за электроэнергию приходится из пенсии, которая у меня всего 1400 гривен — сельские власти не помогают, — рассказывает пенсионер, хозяин дома по улице Гагарина Николай Василенко.
Без гарантий
Впрочем, вдохновители и организаторы местного «проекта века» никаких подвохов в нем не видят. «Да, сельского схода для обсуждения, нужно или не нужно менять трубы, в Токаревке действительно не проводили. Однако сессия сельсовета, на которой принималось это решение, была открытой, и ее мог посетить любой желающий. Однако пришло всего два человека, — поясняет сельский голова Ольга Кузнецова. — Относительно пруда-накопителя, то средства на обследование его гидроизоляции из сельского бюджета выделить не можем, так как этот объект находится в аренде у частного предпринимателя».
Необходимость замены труб отстаивает и начальник коммунального предприятия Александр Быков. «Металлические трубы водовода так проржавели, что их постоянно приходилось ремонтировать. Предложение частного предприятия об их замене на пластиковые, да еще без доплаты из бюджета, вполне приемлемое. Да, пластиковые трубы не новые, но на них есть все документы и сертификаты, подтверждающие их качество», — убеждает Александр Николаевич.
В подтверждение своих слов Александр Быков представил автору этих строк официальный договор о «прокладке новой полиэтиленовой трубы диаметром 160 мм взамен старой длиной 4000 метров», заключенный 23 ноября 2016 года с физическим лицом-предпринимателем из Николаевской области Валерием Стрельчуком.
Однако документик-то с сюрпризом оказался! Его статья 4.1 в случае нарушения срока выполнения работ предусматривает возможность выплаты неустойки в размере 100 гривен за каждый день «просрочки». Однако в договоре нет ни слова о сроках гарантии почему-то на бэушные трубы и прочее оборудование. Более того: о том, что трубы уже где-то использовались, нет ни слова. Если же «новый» трубопровод вдруг полопается, кто будет его ремонтировать — сама громада за бюджетные деньги?
Сельский голова Ольга Кузнецова сообщила, что материалы о замене технического водовода уже истребовали полиция и прокуратура. Подождем ее выводов относительно законности этой интересной сделки.
Сергей ЯНОВСКИЙ
"Новый День"