Такая музыка для умных, несмотря на все запреты и попытки уничтожить её на корню, то и дело проникала с Запада на территории наших стран, овладевая душой и сердцем простых людей, радостно воспринимавших весёлые, легкие, мажорные мелодии.
Херсон, как не странно, тоже связан с джазом. Оказывается, он стал малой родиной для выдающегося представителя ленинградской джазовой школы, автор ряда произведений для джаз-оркестра, концертных миниатюр, транскрипций, руководителя знаменитого джаз-бенда Утесова — Якова Скоморовского!
Яков родился в еврейской семье в 1889 году. Его ближайшие родственники - отец и дядя - были известными музыкантами, поэтому, в некотором смысле, судьба мальчика была определена. Да и, к тому же, Яков сам с детских лет проявлял прекрасные музыкальные способности. Когда ему исполнилось 10 лет, он поступил в Одесское музыкальное училище по классу трубы.
Продолжил своё обучение музыке Яков в Петербургской консерватории, по окончании которой был зачислен в симфонический оркестр лейб-гвардии Волынского полка, исполнявшего классическую и салонную музыку.
После революции Скоморовский работал в Малом Ленинградском Государственном Оперном Театре (МАЛЕГОТ), как солист-трубач вплоть аж до 1929 года.
О таланте и виртуозной игре Якова говорили такие знаменитые композиторы, как А.Н. Скрябин, А.К. Глазунов, немецкий оперный дирижер Георг Себастьян, дирижер С.А. Самосуд.
Дирижер, заслуженный артист РСФСР А. Коган был поражен мастерством музыканта: "Яков Борисович Скоморовский был одним из выдающихся трубачей-солистов; его игра отличалась сильным и красивым звуком, техническим совершенством".
В 1928 году Яков Скоморовский познакомился с популярным советским эстрадным артистом, киноактёром, Леонидом Утёсовым. Самое интересное, что именно Утёсов искал знакомства с Яковом. Всё дело в том, что в этом же году, побывав в Париже, Утёсов услышал американский джаз-оркестр Теда Льюиса и загорелся идеей создания собственного бенда.
Одного желания и таланта для воплощения своей мечты было мало, поэтому Утёсов попросил помощи у Скоморовского, который на то время уже заявил о себе, как о профессиональном, виртуозном трубаче.
Благодаря Якову Скоморовскому был создан новый, ни на кого не похожий «Теа-джаз» (театрализованный джаз), в котором играли ведущие исполнители ленинградских театров.
Сам Скоморовский стал музыкальным руководителем коллектива. Леонид Утёсов выполнял роль художественного руководителя, создателя программ и «аккомпанируемого солиста» — актёра, исполнителя песен и дирижёра на концертах.
Репетиции нового джаз-бенда проходили в огромной квартире Скоморовских на Конногвардейской улице (ныне ул. Перовской). А дебют «Теа-джаза» состоялся на сцене всё того же знакомого Малого Ленинградского Государственного Оперного Театра.
К сожалению, сотрудничество Якова Скоморовского и Леонида Утёсова продлилось недолго. У музыкантов просто были разные видения того, каким должен быть настоящий «Теа-джаз». Для Утёсова доминирующим в выступлении были развлекательность и театрализация. Скоморовский же считал, что самое главное – это музыка. Яков вместе с музыкантами прекратили свое участие в джаз-бенде.
В 1930–40-е годы Яков Скоморовский, возглавлял свой собственный коллектив «Концертный джаз-оркестр», который выступал на Ленинградском радио и записывал пластинки.
Известный композитор Исаак Дунаевский даже пригласил коллектив озвучить музыку к кинофильмам «Волга-Волга», «Цирк», «Вратарь», «Искатели счастья» и «Девушка спешит на свидание».
После войны Яков Скоморовский руководил эстрадным оркестром ленинградского Дома культуры работников связи, а с 1951 года до конца своих дней преподавал в Военно-морской музыкальной школе имени Н.А. Римского-Корсакова.
Наталия РОЖКОВАН