Это золотое правило работает и в случае с легендарным "Туром", загадочным кораблем, затонувшим у берегов Тонкого залива и поднятого со дна еще в далеком 1987 году.
А в этом году "Тур" стал официальным брендом Геническа и Арабатской стрелки, символом нашего края. Но до сих пор никто не знает, откуда же появился у наших берегов этот корабль и почему затонул...
Давайте проведем небольшое историческое расследование, которое расставит все точки на "i" в истории знаменитого Тура, чья история и сегодня волнует умы людей...
К сожалению, ученые иногда бывают излишне робки с выводами и зачастую не проводят элементарный анализ фактов, уже имеющихся в их распоряжении. Хотя, казалось бы, имеют для этого все данные и основания. Исправим это упущение.
Итак, что мы знаем о поднятом со дна залива Тонкого корабле? Сама судно датируется примерно 11-12 веком, уточненный анализ дал более точную цифру - вторая половина 11-го века.
Что было найдено? "Деревянная скульптура (Тур) - нос средневекового корабля, амфоры с фасосскими клеймами 4-го века до н.э., кувшины, часть шпангоута и железный четырехрогий якорь были подняты краном, но при этом многие детали при гидроработах были повреждены в силу ветхости."
Сразу обращает на себя внимание тот факт, что средневековый корабль почему-то перевозил артефакты минувшей эпохи, до нашей эры. Причем корабль был буквально набит "под завязку" этими достаточно ценными, специфическими грузами... Это сразу напрочь отметает версию о "случайно забредшем рыболовецком судне".
Исследование также показало, что сам затонувший корабль был довольно велик. Что там - просто огромен! Вместительное, мощное судно, перевозившее ценные исторические артефакты на борту и большую команду.
Саму голову Тура в музей еле-еле пронесли пять сильных мужчин-грузчиков на своих плечах, можете себе представить масштабы... Речь не о "суденышке", а об очень серьезном корабле!
При этом Тур - древний славянский символ, имеющий далекие доисторические корни ("Культ быка"), уходящие за занавес мало-мальски знакомой нам истории... Из тех великих времен, о которых остались лишь мифы и легенды, смутные, искаженные воспоминания наших предков.
Но вернемся к загадке затонувшего корабля. Если проанализировать факты, имеющиеся в нашем распоряжении и упомянутые выше, то лишь одна держава того времени могла снарядить и отправить его - это Византия.
Почему Византия? Только одна страна, которая в течении целого тысячелетия была уникальным связующим звеном между Востоком и Западом, активно занималась поиском исторических артефактов (имеющих отношение к греко-римскому античному периоду) и могла снарядить такой большой корабль, с головой Тура на корме.
Византия, как мы помним, зародилась в 395 году вследствие окончательного распада Римской империи, и по праву считала себя наследницей великого прошлого, как римских, так и греческих традиций. Ведь римляне, в свою очередь, черпали свои истоки (и гордились тем) в древней Греции и даже почти в "готовом виде" переняли у греков пантеон их богов, назвав их именами планет.
Византийцы же, считая себя римлянами, были при том весьма эллинизированной культурой, где преобладал греческий язык. На Руси Византию показательно называли "Греческим царством". Поэтому для Византии был неудивителен интерес к древней истории и ее артефактам.
Следы "культа быка" (он же Тур), впрочем, весьма обильно присутствуют как у римлян, так и у греков, уходя корнями в древнеегипетский и допотопный периоды, поэтому Тур - весьма характерная деталь, отличающая византийский корабль. Как мы уже знаем, Тур неизменно фигурирует и в славянском наследии.
Но что делал этот византийский корабль у наших берегов, в Северной Таврике, и почему затонул? Дело в том, что когда велись подводные работы в Тонком заливе по поднятию ценностей в 1987 году, то ученые предположили, что причиной гибели "Туриного" корабля стала не стихия - он был затоплен. Со всем грузом и, возможно, людьми.
Об этом говорит характер повреждений судна. То есть, целью уничтожения византийского корабля было не воровство добытого командой и не богатый улов в водах Азовского моря!
Вероятнее всего, чем-то захватчики корабля все-таки воспользовались и позаимствовали, но многое ушло на дно. Спешка или что-то другое? Что же тогда произошло?
На помощь, как это часто бывает, приходит история. Византия на протяжении разных исторических периодов переживала спада и подъемы, пока по объективным причинам не пала под натиском Османской империи.
Но нас интересует конкретный период - вторая половина 11-го века. Здесь-то выясняется: затонувший в Тонком заливе византийский корабль мог быть причастен к очень неслабой дипломатической интриге того времени! С лихо закрученным сюжетом, которому позавидует и знаменитый сериал "Игры престолов".
В апреле 1143 года в Византии умирает император Иоа́нн II Комни́н, при котором положении Византии незначительно укрепилось (а оно уже было достаточно сложным - соседи донимали с разных сторон), к власти пришел Мануи́л I Комни́н.
Его правление стало последним ярким лучом солнца - перед будущим закатом великой империи... Мануил делал все возможное и невозможное, чтобы возвысить Византию и вернуть ей ведущее положение в европейской политике. При нем была отвоевана часть Малой Азии, установлен суверенитет над Антиохией, получено признание Венгрии, дипломатические миссии Византии того периода достаточно успешны.
Но главная мечта Комнинов и Византии - это восстановление протектората над папством и союз с Римом. И вот, в 1176 году византийский правитель едва не получает желаемое....
О произошедшем можно судить только по отрывочным сведениям, содержащихся в архивных документах. Угрозами ли, посулами - неизвестно, но якобы в августе 1176 года дипломаты Мануила достигают невиданного успеха: тогдашний папа Римский Александр III (в миру - сиенец Орландо Бандинелли) после долгих переговоров с посланцами Византии идет на уступки и подписывает соглашение, которое фактически делает Рим союзником Византии. Это исторический момент! Гонцы с триумфом и важнейшими бумагами едут на родину.
Но... вскоре Папа (переговорив с ближайшими советниками) понимает, что поторопился, и подписанный им документ - не в интересах Рима. И поступает достаточно просто и естественно, как для римских пап того времени: посылает за византийскими дипломатами вооруженную погоню. Ведь без бумаг - не будет никакого союза Рима и Византии!
Византийцы узнают от преследовании и пытаются скрыться, максимально запутывая за собой следы. Их ждет корабль, который отвезет их в Константинополь и сделает недосягаемым для папских убийц. Они почти успевают добраться... но это роковое слово "почти".
Корабль, на который они успевают сесть, все же настигают преследователи. Нет почти никаких подробностей кровавой схватки, но итог печален - корабль отправляется на морское дно, все византийцы гибнут, бумаги навсегда исчезают. Мануил так и не успевает осуществить свою мечту, уже через пять лет его подстерегает смерть, а саму Византийскую империю - смута и распад...
Почти нет никаких сомнений, что речь идет о том самом корабле из Тонкого пролива. Пока дипломаты занимались своей миссией, команда добывала древнегреческие артефакты в окрестностях Таврики, чтобы доставить их на родину вместе с гонцами императора.
Но судьба приняла иной, жестокий оборот...
Что могло быть, если бы Рим и Византия действительно заключили тогда этот союз? Да вся мировая история могла пойти совершенно по-иному сценарию! Византийская империя могла существенно укрепить свои позиции, договорившись с Венецианской республикой и при активной помощи Рима успешно противодействуя османам... Но история не знает сослагательного наклонения. Все сталось так, как оно сталось.
И почти все, что осталось от былого величия Византии здесь, на местах бывших древнегреческих поселений - это мощная голова Тура, поднятая с морского дна, которая продолжает гордо бросать вызов времени. И напоминает нам о прочитанных страницах древней истории.
По материалам sea-family.in.ua
Фото Дмитрий Кондрашин