Брошен вызов школьной "благотворительности"

Готовы ли наше общество, городская власть и школы к возврату в правовое русло финансирования в системе образования?

Мы узнаем об этом, скорее всего, в недалеком будущем. Сегодня же в Херсоне брошен вызов непрозрачной школьной «благотворительности».

Общественным организациям «Громадська безпека та розвиток» (ГБР) и «Мир и закон» удалось собрать немало интересной информации и даже продвинуть этот проблемный вопрос на рассмотрение сессии горсовета. И за запрет сбора денег сроком на месяц в учебных заведениях города депутаты проголосовали. Но... С такой формулировкой это решение – провальное! Причем, скорее всего, так всё и задумывалось.

Как писала «Гривна», депутаты горячо дискутировали, исключив из формулировки прилагательное «примусовий» сбор и не предложив вариант, который действительно работал бы. Муссировали этот вопрос неспроста. Сегодня в школах всё происходит по старой схеме, уверенно говорят многие чиновники. Это решение горсовета незаконное. Оно всего лишь политическое.

Впрочем, это пока всё, на что способна херсонская городская власть. Хотя в ряде других городов Украины не только запретили собирать деньги с родителей на ремонты школ и другие нужды, но и преду­смотрели дополнительное финансирование для учебных заведений.

«Вот они – самые "зажиточные" города Украины: Тернополь, Черкассы, Конотоп (Сумская область), – комментирует представитель ГБР Геннадий Шнабский. – Почему горсовет Тернополя при своем бюджете на 2016 год в размере порядка 960 миллионов гривен нашел возможность полностью запретить поборы с родителей и заложил абсолютное финансирование всех учебных заведений, а Херсон с его казной в 1,5 миллиарда гривен этого не делает, стараясь всячески придумать какие-то отговорки?! Почему мы не берем лучшие примеры по стране? Именно лучшие для жителей нашего города, а не выгодные для "облегчения работы" некоторых должностных лиц и руководителей!».

По информации ГБР, пока их представителей даже не собираются допускать в комиссию по разработке Положения о сборе благотворительных взносов в учебных заведениях. Хотя они были инициаторами этого проекта и направили свои предложения в мэрию и управления образования города и области.

К слову, в соседнем Николаеве общественники также взялись за школьную «благотворительность» и выявили удивительные вещи. Как пишет сайт «Преступности. Нет», родители детей и сами работники школ сильно удивились, когда узнали, что на ремонты одновременно собирали деньги родительские комитеты и выделяли средства из горбюджета.

По словам представительницы рабочей группы по проверке организации питания, благотворительной деятельности в образовательных учреждениях Николаева (кстати, в которую вошли только общественники), например, родители учеников одной из школ возмутились, когда увидели, что в 2015 году на их учебное заведение были выделены деньги на текущий ремонт с заменой окон. А на самом деле в школе везде уже установлены новые окна и нигде в прошлом году их не меняли, хотя выделенная сумма была немаленькая. Кроме того, оказывается, поступили средства и на текущие ремонты зданий и крыш, но на это всё, по словам родителей, деньги также собирали с мам и пап в фонд школы.

Почему родительские взносы – только наличкой?

Тем временем в Херсоне и обла­сти нарастает негодование родителей, которым надоело сдавать деньги в школьную «бездну».

Как в телефонном разговоре с журналистом «Гривны» рассказала Ирина, мама ученицы 2 класса ООШ № 8 Новой Каховки, впервые с вопросом сбора денег в фонд школы она столкнулась в 2014–2015 учебном году, когда привела ребенка в первый класс. На общешкольном собрании было озвучено, что, так как бюджетного финансирования школе не хватает, долг родителей – помогать родной школе.

С искренним желанием помочь все без исключения родители сдали по 110 гривен (100 грн. – если учатся 2 детей, 95 грн. – трое и более). Также 7 гривен – на охрану школы, 3 – на медпункт, 1 – на библиотеку с каждого человека. Кроме этого родители сбрасываются на другие нужды классов. В школе около 750 учеников.

Сразу родительница не придала особого значения этому процессу, но ряд событий, как говорит Ирина, заставил более внимательно изучить вопрос так называемой благотворительности в школе. В частности, высшее экономическое образование родительницы и опыт работы позволили в полной мере оценить степень отсутствия какого-либо контроля за сбором и использованием родительских денег. Бухгалтерию этого второго класса вызвалась вести «казначей» школы.

Но, увидев тетрадь учета «казначея» в классе, Ирина поняла, что человек совершенно некомпетентен в этом вопросе. В учете не было прозрачности, не от всех родителей были оприходованы деньги («потерялись» более 200 гривен за пару месяцев), в расчетах были арифметические ошибки, родители не имели свободного доступа к отчетности – по классу просто ходила «тетрадь» с какими-то записями.

«И тогда меня впервые посетила мысль: если на уровне классного бюджета такой бардак, то что же происходит на уровне бюджета школы?» – комментирует Ирина.

По словам Ирины, в школе собирают деньги только наличкой. И председатель совета школы, и «казначей» твердили родителям, что специальных счетов, куда родители вносили бы деньги, нет.

«Но оказалось, что они были и есть, и об этом я узнала недели полторы назад. Их реквизиты не обнародовали, – рассказала родительница. – На школьной конференции два года назад родители поднимали вопрос открытия специального счета, но председатель совета школы и казначей подвели к тому, что содержать его дорого – 150 гривен в месяц. Хотя благотворительный счет был и обслуживается он бесплатно.

То есть родителям учеников даже шанса не дали. Почему наличкой? Почему нет прозрачности?! Всё, что покупается в класс, – какая-то техника, шкафы, окна – всё должно было быть оприходовано по закону! Но этого никогда не было».

Также Ирину возмутил ещё один неприятный момент. В их классе есть матери-одиночки, многодетные семьи и дети под опекунством. «Каково же было мое удивление, – говорит женщина, – когда мать семерых детей принесла деньги в фонд школы и сказала, что, по словам казначея, совет школы разрешит не сдавать деньги, если она соберет все справки о том, что она действительно имеет какие-то социальные льготы. Вы понимаете всю абсурдность ситуации?! Мы с другими родителями объяснили этой маме, что сдавать деньги в фонд школы или не сдавать – это ее личное право, и никаких справок никто не смеет требовать».

Ирина с этой школьной проблемой также обратилась в ГБР, и общественники сделали запрос в облуправление образования. После этого 28 марта маму пригласили в новокаховское управление образования. По словам Ирины, там собрались депутаты, руководство школы № 8, родительский комитет её класса, члены которого были недовольны тем, что родительница «вынесла сор из избы». В общем, готовилось «цькування». Разговор сводился к тому, что наличкой решили собирать деньги именно родители, и администрация школы тут ни при чем.

«Я сказала, что, если не прекратится работа с наличным приемом денег и не будет их прозрачного оприходования, то оставляю за собой право обратиться в правоохранительные органы, – отметила наша собеседница. – На это местный депутат ответил: "Обращайся куда хочешь, хоть в суд". От руководства школы № 8 на мое замечание, что должны выполнять действующее законодательство и обеспечить предоставление отчетов о финансировании школы благотворительной помощи каждому из родителей, я услышала: "Это вы думаете, что мы должны"».

Также Ирина сделала запрос о доступе к публичной информации в новокаховское управление образования об объемах бюджетного финансирования ООШ № 8 из госи горказны. И просит указать суммы благотворительных средств, которые поступили в школу, в любом виде в разрезе по всем классам.

В сельской школе – проблем громадье

Немало разноплановых жалоб накопилось и у родительницы школьника ООШ № 2 в поселке Великая Лепетиха: к организации обучения в этой сельской школе и сбору благотворительных взносов.

Как в телефонном разговоре с «Гривной» рассказала Наталья (ранее она также встретилась с представителями ГБР), особенно её волнует отопление в школе. По её словам, в январе в классах на третьем этаже здания температура была всего 5 градусов! И так холодно в этом учебном заведении не первый год. С этой жалобой родители обращались даже на президентскую горячую линию, и только тогда ситуация изменилась в лучшую сторону.

Но против родителей-активистов, как говорит Наталья, начались «репрессии». Также, по словам Натальи, в группе продленного дня с детьми почему-то не учат уроки. Как объяснила завуч, в обязанности учителя входит только играть с учениками, а не заниматься домашним заданием.

По словам родительницы, в начале января в их школе было приостановлено горячее питание детей. И руководство никуда не обратилось за помощью, чтобы решить этот вопрос. Причем за питание ребенка, который находился в группе продленного дня, родители почему-то должны были платить наличными кладовщице столовой по 165 гривен в месяц.

Также родительница рассказала, что все школьные денежные взносы они тоже отдают на руки представителю родительского комитета. Это по 100 гривен в год в фонды школы и класса с каждого ученика. Кроме того, по 200 гривен с класса предложили сдать на канцтовары для школы и по 70 гривен с каждого ученика на окна. Директор предложила отдельно закупить стулья для столовой (с каждого школьника по 200 гривен) и посуду (по 50 гривен).

«Я лично отнесла не деньги, а посуду, – говорит Наталья. – После этого мне сказали: не ходи и ничего не спрашивай, иначе твоего ребенка переведем в другую школу. Отчетов по школе по благотворительным взносам не делают. В январе директор на собрании родительским комитетам сказала, чтобы деньги, полученные от родителей, положили на счет в банки. То есть до этого они почему-то были на руках».

Все эти претензии родительницы общественники также передали на рассмотрение в облуправление образования.

«Гривна» решила поинтересоваться, начались ли разбирательства по жалобам из Новой Каховки и Великой Лепетихи. По словам начальника облуправления образования Евгения Криницкого, оба обращения зарегистрированы, отправлены запросы в местные управления образования. Также комиссия из области собирается в ближайшую неделю посетить указанные учебные заведения.

Хочется верить, что этот рейд будет не для галочки. И наконец вышестоящее руководство не составит очередную «отписку» для возмущенных родителей по стандартной схеме: «были, администрация школы к деньгам отношения не имеет, директора предупредили об ответственности». Всё это уже было, и снова это проглатывать, как видно, основные «спонсоры» школ не собираются.

Алёна ГРЕБЕНЮК

"Гривна. Новый формат"

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон