Если во время курортного сезона площадь перед вокзалом обычно забита автобусами, следующими в Скадовск, Железный Порт или Лазурное, то сейчас там ежедневно присутствуют 5-7 «маршруток» марки «Мерседес» или «Фольксваген», с открыто прикрепленными к ветровым стеклам табличками «Севастополь», «Симферополь», «Ялта», «Евпатория».
Автобусы дожидаются желающих уехать в сторону оккупированного полуострова, которые прибывают утренним поездом Херсон-Киев. Лицензий на обслуживание таких маршрутов у них, естественно, нет, но это не мешает водителям активно зазывать пассажиров. Оплату с них взимают «в два приема»: 250 гривень стоит проезд от областного центра до КПВВ Каланчак, а еще за 450 гривень по ту сторону линии разграничения будет ждать другой автобус – уже с номерами РФ.
Водители уверяют, что связь с перевозчиками из Крыма поддерживается постоянно, и сбоев у них не бывает. А полиция и прочие проверяющие подчеркнуто не обращают внимания на транспорт, готовый отправиться в оккупационную зону, словно его тут и нет. Это дает повод горожанам заподозрить, что участники нелегального бизнеса делятся с ними доходами.
Впрочем, подобный бизнес процветает не только в Херсоне: из Киева,скажем, по аналогичной схеме запросто можно уехать на автобусе в контролируемый Луганск или Донецк, а из Краматорска и Славянска – даже в Москву или Санкт-Петербург – только плати.
Сергей ЯНОВСКИЙ
Фото автора
На снимке: автобусов, на которых можно уехать в оккупированный Крым, на железнодорожном вокзале Херсона сколько угодно