Днепр обмелел – готовьте свечки!?

Ну вот, дожились: народ массово не платит за потребленный газ, которого, к тому же, на всю зиму пока не хватает. Так, по словам премьера, стране требуется еще пять миллиардов кубов, так что нужны деньги. Есть проблемы и с углем...

По данным СМИ, со ссылкой опять же на премьера, при плохом сценарии, когда мороз будет -5ºС, нам не хватит 7 млн. тонн угля, при очень плохом (когда мороз -20ºС) – и вовсе 11 млн. тонн.

А тут еще новая напасть совершенно не ко времени. Когда нет газа и угля – это еще как-то объяснимо, мол, не закупили, не хватило денег, но когда в Днепре нет воды и подводит гидроэнергетика, вдвое сократившая выработку электроэнергии, – это как-то за гранью понимания.

Просто уровень воды в реках существенно упал. А потому Днепровский каскад пуст – он находится на локальных минимумах. Как результат – водная энергетика Украины переживает худшие времена за всю свою историю. Неожиданно низкий уровень воды в реках и водохранилищах сократил до 5-7% долю ГЭС в энергетическом балансе страны.

Суточная выработка Днепровского каскада составляет 6,5-10 млн. кВт/ч. и является самой низкой за всю его историю. По информации "Укргидроэнерго", сейчас украинские ГЭС вырабатывают не более 5-7% от общего объема электроэнергии, хотя при высоком паводке доля гидроэнергетики доходила до 10-12%.

Правда, для обеспечения энергетической безопасности в структуре общей генерации была бы очень хорошим показателем доля в 20%, потому что дала бы возможность оптимального регулирования пиков.

Вот в этих пиках и зарыта самая серьезная собака. В результате маловодья украинская энергосистема на зиму может остаться без мобильного и аварийного резерва мощности на гидроэлектростанциях. Об этом предупреждают в Гидрометцентре, эту информацию подтверждает пресс-служба "Укрэнерго".

В чем суть проблемы? Оказывается, гидростанции крайне необходимы для выравнивания пиковых загрузок в час наибольшего потребления, – работа ГЭС позволяет энергетикам балансировать мощности в эти периоды. Увы, но уже в прошлом году за счет гидростанций справиться с «пиками» не удалось.

Новая Каховка благодаря слаженной работе энергопоставщиков этого не почувствовала, а, к примеру, жители Таврийска насиделись в потемках. К слову, по информации министра энергетики Демчишина, энергопотребление уже превысило плановые показатели.

Общеизвестно, что объем воды в водохранилищах на 90% формируется до августа, осень (дождливая или засушливая) может лишь подкорректировать уровень. Так вот, нынешней осенью, как рассказал начальник метеостанции в селе Веселое Леонид Лещенко, отмечается критический недостаток осадков.

По наполняемости и сбросу ситуация – худшая за все время существования каскада, то есть с 1965 года! На всех днепровских водохранилищах в канун осени сброс составлял абсолютный минимум. И это – кроме нашей Каховской, которая сбрасывала, по данным интернета, даже то, что нельзя, – 101% от минимума!

По информации директора Каховской ГЭС Олега Пащенко, нынче сброс – 300 куб/сек. – Это в три-пять раз меньше обычного, когда в секунду уходило 1000-1500 кубов. Притока нет. Уровень в верхнем бьефе – 15,4, в нижнем – 15,6. Метеорологи предупредили, что уровень понизится до 15,2 м! – говорит Олег Григорьевич.

Уже сейчас водохранилища Днепровского каскада работают в режиме санитарных лимитов. Речь идет об установлении минимальных расходов воды для сохранения экологии водного объекта. Леонид Лещенко считает, что ситуация критическая еще и по загрязненным стокам, которые никуда не делись, но в условиях маловодья их концентрация увеличилась, что резко отрицательно влияет на флору и фауну реки.

В Госагентстве водных ресурсов осторожничают: однозначные выводы делать рано. Мол, минимальные санитарные расходы воды, которые осуществляются для сохранения экосистемы реки, определены с учетом притока в маловодный год, поэтому не могут привести за один год к сработке водохранилищ до уровня "мертвого объема».

Синоптики же волнуются, что соблюдение минимальных санитарных попусков из основных водохранилищ приведет к дальнейшему сверхплановому срабатыванию каскада.

В Укргидрометцентре прогнозируют сложности к моменту замерзания водоемов зимой, отмечая, что при отсутствии осадков до "мертвого объема" могут обмелеть Киевское (уровень 101,5 м) и Кременчугское водохранилища (до 78 м). В Госводагентстве соглашаются с тем, что ситуация в водном хозяйстве близка к критической.

Почему мелеет русло Днепра, отмечается сверхнормативное уменьшение водности бассейна всех рек, когда многие из них достигли уровня исторического минимума? А потому, что, по словам Л.Лещенко, нынешним летом очень долго было сухо и жарко, результат – гидрологическая засуха.

Плюс климатические факторы осени-зимы прошлого года, когда наблюдался устойчивый дефицит осадков в октябре – ноябре, как результат – низкая водность (в пределах 40-60% нормы) и недостаточное увлажнение метрового слоя почвы на конец осени 2014 года. Столь же мало осадков выпало прошлой зимой. А весной климатический расклад сошелся маловодьем с очень низкими максимальными уровнями и расходами воды.

Прогноз синоптиков об умеренных осадках нынешней осенью почти не оправдался – продолжается беспрецедентно длительная засуха, которая привела к рекордному обмелению. Так, показатели температур за сентябрь – рекордные за более 130 лет наблюдений. Первые два месяца осени прошли почти без осадков.

Прошлогодний засушливый сценарий, к сожалению, повторяется. К слову, у истоков, в Смоленске, – то же самое: рекордное обмеление Днепра за 117лет наблюдений по тем же причинам. Впрочем, говорят специалисты, даже если и прольется небесная влага, сухая почва тут же примет в себя все до капли.

Многодневные проливные дожди и снегопады – вот что может повлиять на уровень Днепра, подчеркивает начальник метеостанции.

Как видим, действие этих климатических факторов накапливалось годами. Так, директор Гидрометцентра Николай Кульбида отмечает, что температура июля и августа за последние 25 лет выросла где-то на 2-2,5 градуса. Количество жарких сухих дней увеличивается. Причин много, в том числе природные циклы и антропогенная деятельность, следствие которой – парниковый эффект. Утешает одно: худо не только у нас, эти аномалии имеют мировой масштаб, наблюдаются давно и повсеместно.

В общем, водохранилища стремительно мелеют, ГЭС демонстрируют исторический минимум выработки, потенциала роста уровня воды до конца года нет.

Энергосистема Украины, можно сказать, работает из последних сил. Так, еще летом, 27 июля, Россия фактически спасла Украину от веерных отключений, 6 сентября наша страна возобновила импорт электроэнергии из России, заключает договоры с соседями на переброску мощностей в час пик.

А как на нас, простых обывателях, может отразиться эта ситуация? Отсутствие необходимых запасов газа и угля, резерва мощностей на гидростанциях приближает нас всех к вероятности веерных отключений света зимой. А еще при уменьшении доли гидроэнергетики в общем балансе тепловых и атомных это может сказаться на оптовой цене в сторону повышения! Так что вывод один: свечи, керосинки – они есть не просят, запастись всем этим впрок будет нелишним.

Впрочем, специалисты, хоть и говорят о критичности ситуации, заверяют, что поводов для паники нет.

Подготовила Тамара Путилова

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон