Доллар будет - 60?!

Состояние экономики в нашем государстве остается напряженным. Каждый новый день, захлебываясь новостями убивает главное веру в то, что все это рано или поздно изменится. Оптимистов становится все меньше, а аргументов в пользу резкого ухудшения ситуации – все больше.

Как происходящее скажется на ближайшем будущем украинцев? Об этом говорим с народным депутатом Украины VII созыва, мэром Херсона в 2002 – 2012 годах, кандидатом экономических наук Владимиром САЛЬДО.

КОР. Владимир Васильевич, в последнее время по стране поползли слухи, что еще чуть-чуть и стоит ожидать доллар по 60? Как на Ваш взгляд, есть ли для этого экономические предпосылки?

В.С. С точки зрения экономики – нет. Это разговоры, выгодные определенному кругу лиц, имеющим отношение к валютным операциям. Кроме того, такая нестабильность выгодна политикам. Но объективных предпосылок и к такому резкому обвалу гривны эксперты не видят.

КОР. А то, что МВФ не дает нам очередной транш? Может ли это стать причиной обвала курса, как заявляют некоторые политики?

В.С. Чтобы делать такие «громкие» заявления, нужно, все же, быть специалистом и понимать, какие процессы происходят в экономике. Все слухи о 50 – 60 грн/$ - не более чем желание нескольких людей, в очередной раз, заработать «внеплановую» прибыль на «черном» валютным рынке.

Да, то, что государство осталось пока без очередного транша, отразится на курсе. Незначительные колебания были и будут. Возможен «всплеск». Но, «обвал» - это слишком.

Что же касается очередного транша МВФ... Тут следует говорить о политике, которую проводит сегодня Кабинет Министров Украины. Точнее не проводит.

КОР. Наверное, неслучайно большая часть экспертов все чаще, не боясь, стали говорить, что действия Яценюка и его Кабмина - это регуляторная политика в перераспределении финансовых потоков, которые государство поучает у внешних займодателей. Как Вы относитесь к такому мнению?

В.С. Кабинет Министров - это не «распределительный» орган, определяющий, у кого сколько взять, а кому сколько дать. Правительство должно заниматься планированием и стратегией развития государства. Чем занимается Яценюк?

«Ручным» управлением даже не экономикой, а потоками: тут взяли – туда направили. Пока Кабмин не начнет разрабатывать глобальные стратегии, у государства перспективы нет.

Посмотрите: каждые несколько дней Премьер делает громкие политические заявления, чуть ли не при личном его участии «арестовывают» нового «преступника». Что это? Спекуляция общественным мнением. Тот же популизм, в котором Арсений Петрович так любит обвинять своих политических оппонентов.

КОР. Вы хотели сказать «друзей» по коалиции.

В.С. Это Вы сказали. Да, находясь в кресле Премьера и имея в руках достаточно солидные рычаги управления, после принятия антисоциальных решений ему нужно «отбеливаться» и «пушиться», искать «виноватых» во всех грехах – впереди же выборы. Это политическая игра. И к экономике она не имеет ни малейшего отношения.

КОР. Чего, на Ваш взгляд, не делает Премьер, в первую очередь?

В.С. Нет стратегии развития экономики. Все «красивые слова» об изменениях, выбрасывании на свалку истории пережитков прошлого, построении чего-то нового то в Министерстве инфраструктуры, то в МВД, то в прокуратуре – буря в стакане воды. Причем застоявшейся воды.

Да, стране необходимы изменения. Но системные и последовательные. Кабмин это – «мозг» стратегического планирования и разработок. А инструмент их реализации - профильные Министерства, власть на местах. Им и кары в руки.

Но где же перспективное планирование развития производства? Где хоть одна программа, долгосрочная, краткосрочная? Где четко расписанные шаги с привязкой ко времени: вкладываем – зарабатываем – получаем прибыль – вкладываем в развитие.

В свое время в Херсоне мы утвердили Программу восстановления внешнего освещения. С чего начали? Изыскали в бюджете средства на приобретение нескольких десятков новых приборов уличного освещения. Смонтировали. И уже через месяц город получил первый результат.

КОР. Через месяц? В чем? Это не фантазии?

В.С. Это жизненная реальность. Энергоемкость. Мы уменьшили затраты на оплату использованной электроэнергии. Приборы более экономичные. Полученную экономию вложили в следующие приборы. И обеспечили освещение территорий, где его не было несколько десятилетий.

Использование энергосберегающих ламп позволило экономить более 15% электроэнергии в год. А все это – средства бюджета, которые, благодаря экономии, удалось направлять на другие программы развития. А что развивает нынешний Кабмин? Какую отрасль?

КОР. Кредиторскую... задолженность.

В.С. Кстати, о долгах, и о курсе в 60. Проблема получения очередного транша стоит очень остро, и люди уже понимают, что нет внешних денег, нет и элементарных государственных выплат.

Значит, будет «расти» курс. Вы знаете, куда идут заимствованные миллиарды? Никто ни разу публично об этом не сказал. Государство берет и берет кредиты. Но кредит - это долг. А долг рано или поздно нужно возвращать.

КОР. Вы хотите сказать, что долг растет?

В.С. Конечно. Сегодня он уже значительный.

КОР. А как же то, чем хвастает Яценюк: он гасит долги предыдущего правительства. Рассказывая, что все деньги ушли «семье».

В.С. Куда именно ушили те деньги, мы с вами доподлинно не знаем. Есть только политически эмоциональные заявления ряда политиков, что кто-то сколько-то украл, сколько-то вывез, что нашли деньги... и дальше длинный перечень фамилий.

Но почему не называются реальные суммы? Где обвинительные приговоры судов? Заявления о «коррупционных» деньгах следует подтверждать документально. Вспомните историю трехмесячной давности. Украина заявила, что нашла деньги одного из «олигархов», якобы используемые в «грязных» схемах.

Одно из европейских государств отреагировало – наложило аресты (временные) на счета и стало ждать документов. По истечении 90 дней прокуратура так и не предоставила исчерпывающих доказательств обвинения. Счета в Европе – разблокировали.

О чем речь? Популизм дошел до фантасмагорического уровня, а реально сделанного нет. Но ведь если мы говорим о законности, о правовом государстве, нужно действовать в рамках закона, а не эмоций.

КОР. Вернемся к экономике. Что будет с траншем? Стоит его ждать?

В.С. У Украины существует несколько проблемных вопросов, связанных с выделением очередного транша. Первый – реструктуризация долгов. Об этом активно заговорили, начиная с апреля. Сначала кое-кому в Правительстве казалось, что все решится элементарно: нам простят.

Когда стало понятно, что кредиторы на уступки не идут, в Кабмине и Министерстве финансов забеспокоились. Попытались даже говорить языком ультиматума. Не вышло. Ни ультиматумы, ни позиции «обиженных» ни на кого в МВФ не действуют. А время безвозвратно потеряно. Денег нет. Перспективы нет. Договоренности нет.

Ещё 29 июня Министр финансов, перед этим неоднократно говорившая, что хочет встретиться с «комитетом кредиторов» и начать с ним «прямые переговоры», выдвигает новое условие: комитет заключает соглашение о конфиденциальности, а она встречается с ним с чистого листа.

КОР. О чем это говорит?

В.С. Только об одном: мы снова не будем знать, что становится предметом торгов, какими будут условия, что Украина отдаст взамен на уступки кредиторов.

КОР. Что это может быть? Более высокие кредитные ставки?

В.С. Все, что угодно: и ставки, и продажи, и залоги, и... включайте фантазию и можете репродуцировать любые варианты.

Кстати, здесь логично вернуться к разговору о долларе по 60. Слухи о таком курсе поползли именно после того, как Комитет принял решение о конфиденциальности кредитных переговоров – 30 июня.

КОР. Каковы условия МВФ?

В.С. Реструктуризация долгов. Украина должна сэкономить более $15 млрд за 4 года ($5,2 млрд. в 2015 году). И третье, самое болезненное: отмена дотаций как таковых. Для этого нужны изменения в законодательстве.

КОР. А чего хочет Комитет кредиторов?

В.С. ...$8 млрд. из международных резервов Национального банка Украины для уплаты по внешним коммерческим долгам.

КОР. А в чем «цена» вопроса?

В.С. МВФ категорически против. На это денег не давали.

КОР. Т.е., дилемма – где взять деньги?

В.С. Это не дилемма, это проблема. И очень существенная. Почему Минфин и настаивал на списании около 40% основной суммы долга (всего она составляет более $23 млрд., и это только по еврооблигациям).

Ну, если тут наметился хоть какой-то прогресс – обещание начать технические переговоры, которые предполагалось завершить до 13 июля, то вот с Верховной Радой возникли непредвиденные сложности.

Депутаты становятся все более непослушными. Перестали бездумно голосовать все то, что им подсовывают. Сейчас в такой ситуации оказались законопроекты, без принятия которых МВФ денег не даст.

Вместо того, чтобы действовать «лаской», Наталья Яресько допускает очередной промах и заявляет депутатам: если хотите, чтобы Всемирный банк с нами работал и дал нам дополнительные кредиты и возможности, мы должны завершить ту работу, которую начали. Вопрос поступления 1,3 млрд. долларов она переложила на плечи Рады.

В результате депутаты так и не решаются проголосовать ряд законопроектов: о полном отказе от дотирования из бюджета тарифов на жилищно-коммунальные услуги, о порядке формирования, правовом статусе и организации деятельности Национальной комиссии по госрегулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг, ее компетенции и полномочиях, о снятии моратория на принудительную реализацию имущества должников «Нафтогаза», изменении системы гарантирования вкладов, выводе банков с рынка и об уточнениях подследственности Национального антикоррупционного бюро.

КОР. Время снова упущено? Две недели назад пленарная неделя закончилась скандалом: депутаты проголосовали «провальный» для коалиции закон о валютных долгах. Спикер спешно закрыл заседание. У депутатов так и не дошли руки ни до закона о местных выборах, ни до экономических законопроектов.

В.С. Да, та неделя была явно провальной для руководителей и коалиции, и государства. Чтобы процесс «развала» не набирал обороты, спикер закрыл заседание. Были громкие заявления Юрия Луценко об отставке, уговоры президента, встречи с депутатами, отзывные заявления, обещание внепланового заседания... Все закончилось тихо – депутатов «ломают» и уговаривают.

Стало понятно, что транша в июле не будет. И это вызвало новый виток разговоров, что курс доллара будет расти.

КОР. Есть ли у Украины шанс получить транш до конца лета?

В.С. Вопрос – жизненно важный и для Кабмина, и для Украины. Если транша не будет, выплачивать будет нечем не только долги, но и зарплаты, и социальную помощь. Потому-то Министр финансов снова заговорила о техническом дефолте.

Возможно, на каникулы депутаты не пойдут и формально останутся в работе. Это даст возможность собирать их по мере необходимости.

Но, найдутся ли голоса за законопроекты, которые полностью отменят дотации в «коммуналке» и аграрном секторе? Очень проблематично. С одной стороны, депутаты понимают, что нужны кредиты. Нужны деньги для выплат тех же пенсий... Это больной вопрос.

Но он больше к Правительству, чем к ним. С другой стороны, проголосовав проекты, они оставят миллионы людей без поддержки. А это уже будет «вина» парламента. А в октябре выборы. Если Порошенко и Яценюк могут хоть теоретически рассчитывать на административный ресурс, то Тимошенко, Ляшко, Садовой... останутся один на один с избирателями. Рискнут ли они своим политическим будущим?

Посмотрим, чем все это закончится. Но, думаю, что до конца августа решение по кредитам от МВФ может быть принято. Хотя до сегодняшнего дня МВФ, даже приблизительно, не определил дату официальной встречи по этому поводу. Там заняли достаточно принципиальную позицию и ждут.

КОР. Спасибо. Знать бы, чего ждать нам в этой ситуации...

Василий КУРУКОВ

ОСТАННІ НОВИНИ

ЖИТТЯ

© 2008 - 2025 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон