Техника не работает, а новую не купишь. Что делать?

Недавно – 15 марта – был Всемирный день защиты прав потребителей. С какими нарушениями своих прав сейчас часто сталкиваются потребители и как они могут отстоять свои права?

«В интернет-магазине я купил мобильный телефон, – пишет читатель "Гривны". – Через месяц на аппарате перестали работать некоторые кнопки. Я отослал телефон в магазин, и технику отдали в сервисный центр. Телефон отремонтировали, однако не прошло и недели, как проблемы повторились. Мне сказали, что могут отправить аппарат на глубокую диагностику, а это займёт несколько недель.

Обменять телефон на такой же новый отказываются, мотивируя, что модели нет в наличии. Менеджеры магазина сказали, что мне могут вернуть деньги за телефон, но после диагностики неполадок. Покупал я мобилку за 4,5 тысячи гривен, сейчас в магазинах она стоит 9,7 тысячи гривен. Разве я смогу купить такой же телефон?!»

В облуправлении Госпотребинспекции (так сейчас называется структура, на которую возложена защита прав потребителей) отмечают, что жалобы на качество сложно-бытовой техники составляют львиную долю обращений по поводу товаров ненадлежащего качества.

«Как правило, беготня и доказательства потребителем обстоя­тельств выхода из строя такой техники занимает немало времени и требует значительных усилий: ведь именно потребителю необходимо "выбить" из уполномоченного сервисного центра акт о наличии в товаре "существенного дефекта", – комментирует заведующая сектором рыночного надзора Госпотребинспекции в Херсонской области Светлана Либус. – А получив акт списания некачественного товара, потребитель сталкивается с новыми проблемами и нарушением своих прав.

Так, в статье 8 Закона "О защите прав потребителей" чётко сказано: "При расторжении договора расчет с потребителем в случае повышения цены на товар производится, исходя из его стоимости на время предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены – исходя из стоимости товара на время покупки. Деньги, уплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, в другой срок – по договоренности сторон, но не позднее, чем в течение семи дней". Но в большинстве случаев субъекты хозяйствования игнорируют это требование. Цена бытовой техники прямо пропорционально зависит от валютного курса доллара, и, естественно, любой мобильный телефон или планшет, приобретенный в прошлом году за 3–4 тысячи гривен, сейчас стоит раза в два больше.

Хочу обратить внимание по­требителей: когда вы обращаетесь в магазин за обменом или возвратом некачественного товара, цена на который увеличилась, в письменном заявлении нужно обязательно указывать свое требование о замене некачественного товара на аналогичный, на товар, отвечающий техническим характеристикам товара, который вы возвращаете как некачественный. Это важно, потому что цена, по которой был куплен товар, увеличилась, и любому магазину легко вернуть вам старую стоимость.

Но купить аналогичный товар потребитель не сможет, ведь цена выросла. Именно поэтому законодательство и предусматривает, что если некачественный товар возвращают, то потребитель имеет право получить взамен аналогичный товар надлежащего качества и отвечающий техническим характеристикам, а не цене приобретения товара, который возвращают в магазин.

В случае, если магазин не удовлетворяет это требование по­требителя, за человеком остается право обратиться в суд, как это предусмотрено статьей 22 Закона "О защите прав потребителей"».

Татьяна КИРПА//Гривна. Новый формат

© 2022 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: kherson.inform@ukr.net, контакти, архів