Сети под запретом, удочкам — зеленый свет
Чем ближе запрет, тем больше рыболовов задаются вопросом: продолжит ли управление «Херсонрыбоохраны» прошлогодний эксперимент, когда любительскими снастями с берега в пределах населенных пунктов разрешали ловить всем, или рыбинспектора опять будут гоняться за «удочниками» и составлять протоколы за каждого карасика?
А выступления защитников природы, требующих временно (на 5 лет) внести полный запрет на промысел рыбы в Днепре взволновал профессиональных рыбаков — перспектива оставить семьи без куска хлеба их не радует. В общем, актуальных вопросов накопилось много, и задать их в управление «Херсонрыбоохраны» пришли около сотни человек: не только рыбаков и рыболовов-любителей, но и активистов общественных организаций, посланцев от научных учреждений, пограничников и милиции.
Проще всего замначальника управления Александру Ковалеву оказалось ответить по поводу удочек. Он однозначно подтвердил, что возможность ловить определенное количество рыбы снастью с одним крючком в пределах своих населенных пунктов у жителей области на период нереста сохранится и в этом году. «Составлять на инвалидов и пенсионеров протоколы — позорить державу», — вполне определенно высказался Александр Афанасьевич.
А вот с грядущим запретом на лов определенности куда меньше. Замначальника «Херсонрыбоохраны» говорит, что возможность полного запрещения лова рыбы в Днепре пока только обсуждается на уровне Государственного агентства рыбного хозяйства Украины. Однако, помимо этого, есть и планы создания Нижнеднепровского национального природного парка, который займет акваторию от Антоновского моста и до Днепровско-Бугского лимана. Возможен ли будет после этого вообще промысел рыбы в дельте главной украинской реки — нам пока остается лишь гадать.
Гадания на бюрократической гуще
— Процесс создания Нижнеднепровского национального природного парка движется, и рано или поздно он завершится. Будем ли мы после этого ловить рыбу в Днепре, неизвестно. Хотя нас заверяют, что для этого сохранятся какие-то особые зоны, я настроен пессимистично, — добавил с трибуны от имени всех профессиональных рыбаков председатель рыбколхоза «Победа» Николай Бритвин.
За счет промысла в низовьях Днепра, переработки добытой рыбы и торговли ею на Херсонщине кормится около 15—20 тысяч человек. В одночасье лишить их источника заработка и надеяться, что из легальных добытчиков они не перейдут в браконьеры, было бы наивно. Поэтому в «Херсонрыбоохране» ратуют за создание новых рабочих мест в отрасли — дальнейшее развитие прудовых и аквакультурных хозяйств по выращиванию моллюсков, креветок, раков и прочих деликатесов.
Такие хозяйства уже есть: в прошлом году, например, на Херсонщине выловили 2,5 тысячи тонн рыбы, из которых 1,1 тысячи вырастили в тех же прудах. Но этого явно недостаточно — для стимулирования рыбоводства ради возрождения богатств Днепра нужно срочно менять налоговую политику, вкладывать средства в модернизацию уже существующих государственных рыбоводческих предприятий и ту же самую борьбу с браконьерством.
Однако в нашей чудной стране все обстоит с точностью до наоборот. Рыбозаводы области работают на половину от проектной мощности, а в нынешнем году вместо инвестиций государство практически вообще перестало финансировать их. Скажем, Херсонский производственный экспериментальный завод по разведению частиковых рыб не выплатил своим работникам зарплату за февраль и своевременно не рассчитался за потребленную в том же месяце электроэнергию. Нет, деньги ему выделили... на бумаге, но они застряли в Госказначействе.
Для защиты своих прав, выдвижения экономических инициатив и совместной борьбы с браконьерством участники собрания постановили создать единый штаб — Общественный совет при управлении «Херсонрыбоохраны». В него войдут как представители от рыболовецких предприятий, так и активисты общественных организаций, чтобы вести единую политику. А будет это начинание успешным или останется идеей-однодневкой, время покажет.