Эти фразы звучат предельно просто и от этого в разы трагичнее. Говорят, жители дома, в котором произошла трагедия, постоянно жаловались на подъемник в диспетчерскую службу Харькова – и за последние месяцы написали 35 заявок. Сегодня идет разбирательство, в то же время харьковские коммунальщики утверждают о технической исправности механизма.
Но реалии в лифтовом хозяйстве страны давно не внушают оптимизма - каждый третий лифт уже отработал свой ресурс в 25 лет. Наличие проблем в лифтовом хозяйстве признают на всех уровнях, но адекватных действенных программ, направленных на улучшение ситуации пока так и не разработали.
Правда, некоторые шаги все же предпринимаются, однако все благие намерения упираются в нехватку финансирования. Однако вряд ли в ближайшие годы таки появятся средства в государственном бюджете, чтобы заменить старые кабины новыми. Один из апробированных выходов для жителей многоэтажек – платные лифты. Во многих городах Украины традиционные подъемники уже заменили платными. Цена поездки, в зависимости от города, колеблется от 18 до 50 копеек.
Собранные средства позволяют содержать сложные механизмы в безопасном рабочем состоянии. Ответственные лифтовики продолжают выполнять свою работу на совесть, тут не до экономии – человеческое здоровье и жизнь, не купишь ни за какие денежные знаки. Только всем ли обслуживающим предприятиям хватит средств, чтобы сегодня, как и вчера, демонстрировать свою компетентность и высокий профессиональный уровень? Есть сомнения.
В Херсоне последний раз тарифную сетку отраслевые лифтовые предприятия меняли еще в 2008 году. Более низкой цены нет ни в одном с городов Украины! Хотя, за это время успело неоднократно повыситься все, на что только глянь, а херсонское лифтовое хозяйство 8 год подряд получает все те же 18 копеек за поездку...и несет убытки – расходные платежи, а это цена за электроэнергию, бензин, заработная плата и другие составляющие, повышаются с завидным постоянством. При всем при этом, многие лифтовики являются градообразующими предприятиями Херсона и платят, помимо пенсионных отчислений, миллионы в бюджет.
Откуда добывать деньги на ремонт движущих механизмов? Скажете, пусть об этом у них голова и болит. А жизни то наши с вами!
Хотя, что странно, в непростых реалиях, херсонские лифтовики таки умудряются проводить капитальные ремонты лифтового оборудования и даже запускают новые лифты. Только долго ли хватит запаса мощности? Одному Богу известно...
Работают то в долг. Заказчик ряда, уже проведенных работ – городская власть, может, и рада бы выплатить долги лифтовикам, да Казначейство не спешит пропускать проплаты. У обслуживающих предприятий еще теплится надежда, что руководство города реально и, что немаловажно, вовремя оценит стоимость затрат, которые они вкладывают в ремонт и обслуживание движущих механизмов. Ведь лифтовики уже работают «на», а скорее «за» пределами финансовых возможностей. А случись что с подъемниками в городе (тьфу-тьфу), крайними будут обслуживающие предприятия. Но кого призовут к ответу за нестандартную ситуацию, для потерпевшей стороны уже не будет стоять во главе угла – поезд ушел, вернее, лифт уехал.
Ксения СТАНИСЛАВСКАЯ