На автомобильном транспорте сложилась крайне напряженная ситуация по обеспечению перевозки пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования. Постоянный рост стоимости автомобильного топлива, цен на техническое обслуживание и ремонт делает невозможным дальнейшее предоставление услуг и может привести к остановке предприятий.
В настоящее время перевозки пассажиров и багажа на автобусных маршрутах общего пользования осуществляются по тарифам, утвержденным решением исполнительного комитета от 22 апреля 2014 №118 в городском сообщении в размере 3 грн., в пригородном - 0,30грн. за пасс. / км.
Однако, за период с 2014 года по февраль 2015 года наблюдается резкое повышение цен на горюче-смазочные материалы, запасные части и автомобильные шины. Действующие тарифы не соответствуют действительности и реальной себестоимости перевозок.
По сравнению с затратами, взятыми за основу при расчете действующего тарифа, по состоянию на 02.03.2015 года произошли изменения себестоимости перевозок по следующим статьям:
1. Минимальный размер заработной платы повысился на 0,02 процента, с 1218 грн. в 1241 грн.
2. Стоимость дизтоплива выросла в 2.2 раза (с 12.20 грн. до 26.50 грн.), Стоимость газа повысилась до 15.90 грн.
3. Стоимость автомобильных шин увеличилось на 252% (с 3100 грн. до 7800 грн. за одно колесо, при необходимости на автобус - 7 единиц).
4. Стоимость смазочных материалов выросла до 56 грн. за 1 л., то есть на 156%.
В результате влияния этих и других факторов фактическая себестоимость пассажирских перевозок на автобусных маршрутах городского и пригородного сообщения значительно превышает уровень действующих тарифов.
Как следствие, пассажирские автотранспортные предприятия оказались в затруднительном финансовом положении. Значительно ухудшилось техническое состояние автобусов, из-за недостатка средств предприятия не имеют возможности приобрести горюче-смазочные материалы и запчасти, улучшать условия труда рабочих. Такое положение дел негативно влияет на качество обслуживания пассажиров и безопасность дорожного движения.
На обсуждении уровня тарифов свою позицию озвучили заместитель правления ОАО « Бериславское АТП 16537 » Кулешова Наталья Николаевна и директор коммунального предприятия «Автоцентр» Тарабака Олег Анатольевич.
Учитывая указанный выше уровень цен, расчетная стоимость проезда при минимальной рентабельности составляет:
- на городских маршрутах - 6 грн. 17 коп. (при работе на газовом оборудовании), на дизельном топливе - 9 грн.77 коп.
- на пригородных маршрутах - 0,65 грн.
Согласно расчетам, предоставленным ОАО «Бериславское АТП 16537» фактическая стоимость проезда на пригородном маршруте «Рынок - Днепряне» составляет 12 грн. 22 коп., ФЛП Перетятько В.В. рассчитана стоимость проезда по городу - 6 грн.
Для решения проблемы существует три пути: сокращение рейсов (будут выполняться утренние и вечерние рейсы ), повышение тарифов или полная остановка работы автопредприятий .
Члены общественного совета согласились с предложением перевозчиков о повышении тарифов и не возражают против увеличения проезда на городских маршрутах до 4 грн., на пригородных маршрутах в пределах 0.45 грн . за 1 пас / км .
Учитывая социальное значение пассажирских перевозок общего пользования, городская власть обращается к населению города и сел с пониманием отнестись к сложившейся проблеме на пассажирском транспорте.
С наступлением «дачного» сезона, ожидается дальнейший рост пассажиропотока, возникает вопрос выделения дополнительных автобусов на летний период. В случае непринятия решения о повышении тарифов, может сложиться ситуация, когда предприятия будут не в состоянии заправить автобусы горючим и отремонтировать транспортные средства и тогда пассажиры не смогут воспользоваться услугами пассажирского транспорта.
Это вынужденная мера, но такие «жесткие» реалии времени и поэтому все вместе сообща должны принять правильное решение. Окончательное решение, по утверждению новых цен на проезд будет принято на заседание исполнительного комитета.