Георгий Бянов
Независимый эксперт

К вопросу о херсонском «Гамбринусе»

Если бы скрипач Сашка, знаменитый еврейский музыкант из одесского пивного подвала «Гамбринус» жил сегодня, его определили бы в модераторы межэтнических диалогов.

В «Гамбринусе» все споры и раздоры разрешались без семинаров и круглых столов, в одной только музыке, в универсальном и общедоступном для всех племен и народов очаровательном языке Сашкиной скрипки.

«Очень часто Сашкино вмешательство останавливало ссору, которая на волоске висела от кровопролития. Он подходил, шутил, улыбался, гримасничал, и, тотчас же со всех сторон к нему протягивались бокалы».

Сашка действовал на буйных посетителей, «как Орфей, усмирявший волны». Его скрипку вспоминали в «Сиднее и в Плимуте, так же как в Нью-Йорке, во Владивостоке, в Константинополе и на Цейлоне, не считая уже всех заливов и бухт Черного моря, где водилось множество почитателей его таланта из числа отважных рыбаков». Каждый день в «Гамбринусе» проходил музыкально-пивной этнофестиваль.

Сашка играл Чабана, Марусю, итальянские куплеты, Разлуку, Английскую джигу, Молдавский жок, Марсельезу, «Правь Британия», лезгинку, Бурский марш, «в Одессу морем я плыла». И малоазийские греки – «допголаки», бывавшие по рыбацким делам в Одесее, пели там свои экзотические народные песни. Бывали там и греки-рыбаки из Крыма. Как-то с началом русско-японской войны балаклавские греки привезли туда - «...ах, зачем нас отдали в солдаты, посылают на Дальний Восток, неужели мы в том виноваты, что вышли ростом на лишний вершок...».

Посетители «Гамбринуса» плясали украинские, еврейские, немецкие, молдавские, кавказские, британские и другие танцы. Так, безо всякого пафоса, в Одессе, управляемый одною только Сашкиной скрипкою, многие годы осуществлялся стихийный межэтнический культурный обмен и радавались налево и направо уникальные танцевальные мастер классы. Благодаря художественному гению Куприна «Гамбринус» был вновь открыт в конце 60-х на Дерибасовской, но, как говорят, местные краеведы это было уже совсем другое место, совсем другой подвал.

Сегодня там тоже играют скрипач и пианист, но скрипач совсем не Сашка и нет у него Беленьки. Там также нет и «буфетчицы мадам Ивановой, - полной, старой женщины, которая от беспрерывного пребывания в сыром пивном подземелье походила на бледных ленивых рыб, населяющих глубину морских гротов». Сейчас все чинно, мирно, светло и сухо.

Интересно, а был ли у нас в Херсоне свой «Гамбринус» - пристанище для моряков, рыбаков и других искателей всевозможных музыкально-танцевальных и пивных приключений в начале ХХ века?

Аудиокнига здесь.

Георгий БЯНОВ