Накануне 8 Марта коммерсанту, торгующему через Интернет дорогущими айфонами последнего поколения, позвонил незнакомец, назвавшийся Юрием Александровичем.
Он представился сотрудником горисполкома и сообщил о желании купить три айфона стоимостью 750 долларов США каждый для того, чтобы подарить их женщинам-коллегам в честь их праздника.
Мнимый покупатель выторговал небольшую скидку и оставил предпринимателю номер своего мобильного телефона. Предлагаемая сделка торговца устроила: он позвонил «Юрию Александровичу», и договорился о том, что принесет свой товар прямо в здание горисполкома. А тот пообещал рассчитаться на месте.
В оговоренное время в фойе особняка мэрии спустился респектабельно выглядящий мужчин лет 40-45 в кожаном пиджаке. Он повел торговца на третий этаж, где находится служебный кабинет городского головы Владимира Мыколаенко, и забрал у него телефоны, якобы для того, чтобы показать коллегам.
Однако на самом деле он завернул за угол, спустился по второй лестнице и покинул здание, оставив ротозея-коммерсанта и без денег, и без дорогостоящей техники. По описанию потерпевшего милиция составила фоторобот подозреваемого, и приступила к его розыску.
Использованный им прием хорошо известен в кругах профессиональных мошенников, как «сквозняк». Основывается он на том, что потенциальная жертва, в отличие от преступника плохо ориентируется в коридорах и переходах большого здания.
Немалую роль также играет располагающий к доверию внешний вид преступника (ни за что не подумаешь, что он может оказаться вором), и разработанная им «замануха для лоха».
В случае с «продажей телефонов сотрудникам горисполкома» торговцу можно было бы и подумать – а откуда у клерков взялись деньги на подарки, чья стоимость превышает годичную зарплату скромного муниципального служащего?
Или горожане продолжают истово верить, что и после смены власти у этих чиновников немереные теневые доходы от взяток?
Сергей ЯНОВСКИЙ