Юрий Анисимов

Член НСЖУ, Заслуженный журналист Украины

Херсон вчера и сегодня

Херсон вчера и сегодня
За последние пятьдесят лет наш город существенно изменился. Да иначе и быть не могло – всё-таки прошло полвека,из которых горожане немногим более двадцати лет прожили в советское время и уже почти тридцать лет живут в независимой Украине. Они имеют возможность сравнивать ситуацию в городе в эти два промежутка времени и делать свои выводы...

Однозначно, Херсон стал совсем другим. Неизменным осталось только то, что он, по-прежнему, остаётся административным центром Херсонской области, морским и речным портом. Добавилось только то, что в нём временно разместилось представительство Президента Украины в Автономной Республике Крым.

Город сегодня заметно «похорошел» и приобрёл вполне европейский вид. Появились новые красивые жилые и офисные зданиия, большие торговые центры «Европорт», «Оскар» «Фреш», «Сельпо», торгово – офисный центр «Адмирал», торгово-развлекательный центр «Фабрика» с общей площадью 82 тысячи квадратных метра ( пожалуй, один из самых больших на юге Украины). Успешно работают масштабные строительные магазины: гипермаркет «Эпицентр», Нова линия», «Зодчий», «Фокстрот», «Эльдорадо».

По сравнению с ними магазины советского периода представляли собой жалкое зрелище. Тогда не было таких красочных витрин. И ассортимент был невелик. На прилавках только минимальное количество товаров. Большинство из них приходилось доставать «по блату» или везти из заграницы Сегодня, практически, в Херсоне можно купить всё, что угодно. Были бы деньги. Правда, с ними у значительной части горожан есть определённые проблемы.

Не было в советское время и такого количества частных учебных заведений, клиник и аптек, как сейчас. Да вот денег на них приходится тратить «немеряно». Особенно выросла стоимость лекарств. А что делается с коммунальными платежами, которые в советское время были «копеечными», даже подумать страшно. Чтобы их своевременно оплатить, нужны немалые деньги.

А как их заработать, если в Херсоне на перестали работать такие гиганты, как хлопчатобумажный комбинат, судостроительный, судоремонтный, комбайновый, нефтеперерабатывающий заводы, производственное объединение «Днепр», консервный комбинат и десятки других промышленных и строительных организаций?

В былые времена они существенно пополняли городской бюджет, из которого средства шли на строительство и ремонт жилья, дорог, тепловых и газовых сетей, водопровода и многое другое.

За всё, что произошло в Херсоне в минувшее пятидесятилетие, в значительной мере, непосредственную ответственность несут его первые лица. Их за этот период сменилось, сравнительно, немного, всего двенадцать (с 1969 по 1991- семь, и с 1991 по 2019 – пять).
И каждый из них внёс свою лепту в развитие города, естественно, разную по своей значимости, так как она на прямую связана с уровнем знаний, профессионализма и подготовленности к этой должности. И далеко не у всех из них хватало опыта, энергии и сил.

Среди руководителей города в семидесятые – восьмидесятые годы (на закате советской власти) следует выделить Виктора Масёнкова и Николая Калиничева, которые руководили городом, сравнительно, длительное время, соответственно: с 1973 по 1980 год и с 1983 по 1990 год. А так же Олега Швыдкого, которому пришлось работать в непростой «переходный» период с 1990 по 1994 год. По мнению многих херсонцев, имннно эти руководители пользовались наибольшей поддержкой большинства горожан и при них в городе был относительный порядок.

Что касается постсоветского периода, то здесь надо упомянуть Владимира Сальдо, который в должности мэра продержался более десяти лет с 2002 по 2012 год (дольше всех). О нём существуют самые противоположные мнения. И, конечно, он не безгрешен. Но ему нельзя отказать в компетентности, профессионализме, коммуникабельности и чётком понимании городских проблем.

При нём было реконструированы главная пешеходная улица города — улица Суворова, площадь Корабелов, проспект Ушакова и набережная города. Восстановлены куранты на башне в здании Художественного музея (ранее — Городская Дума), Панкратовский мост и памятник основателю Херсона князю Григорию Потёмкину Газифицированы поселки Антоновка, Нефтегавань и Янтарный.

Успехи его "сменщика" Владимира Миколаенко, одержавшего победу на выборах в 2014 году, выглядят, по мнению некоторых херсонцев, несколько скромнее... Рассказывать о них не имеет смысла. Они итак у всех на виду. Надо признать, что нынешнему мэру приходится выдерживать немало критики в свой адрес И критики, надо сказать, не всегда доброжелательной и нередко одиозной.

В интернете можно встретить даже такие явно предвзятые материалы, как , например, такой: «...в Херсоне творится невообразимое – мэра нет, ЖКХ нет, коммунальных и дорожных служб нет, вся мэрия только и работает над бюджетом. Город же превратился в нечто среднее между Чернобылем, гетто и резервацией. Ни парков, ни стадионов, ни детских и спортивных площадок, всё стало выглядеть как один сплошной пустырь, а зимой – сплошное ледяное поле». Конечно, это уже не критика, а сплошная «чернуха». Хотя, претензий к действующему мэру, действительно, более, чем достаточно.

Руководить городом всегда было крайне сложно, а в настоящее время это просто тяжёлый «каторжный» труд. К мэру города всегда найдутся претензии, а он крайне зависим от многих факторов, в том числе от ситуации в стране, её экономики, руководства области и страны.

В советское время, когда в стране работали все промышленные предприятия, было несколько легче. Тогда в городе можно было осуществлять хоть какую-то программу капитального строительства. Только по официальным данным в Херсоне « с 1975 по 1980 год. введены в эксплуатацию жилые дома площадью 810 тыс. кв. метров, что позволило улучшить жилищные условия многим херсонцам.

Интенсивно росли микрорайоны Шуменский, Корабел, строительство которых началось в 1969 году. Полным ходом шла застройка крупнейшего в городе микрорайона Таврический, где первый жилой дом был сдан в эксплуатацию в 1980 году. Население Херсона было обеспечено артезианской водой, расширялась городская зеленая зона. Только с 1971 по 1980 год в Херсоне сооружено 14 общеобразовательных школ, 6 больниц 2 поликлиники, 31 детское дошкольное учреждений, кинотеатр «Шумен» и более сотни магазинов и предприятий общественного питания. Заасфальтировано 450 тыс. кв. метров дорог».

Херсон тогда получил раньше Николаева такой удобный вид транспорта, как троллейбус. С вводом в эксплуатацию пешеходно-автомобильного моста через Днепр появилась возможность без пересадок ездить отдыхать на берег Черного моря.

В городе было построено несколько подземных переходов. К слову, самый первый из них появился ещё в 1967 году на площади Свободы (возле современного магазина «Фокстрот») Подобных сооружений в то время не было ни в одном городе юга Украины, даже в Одессе.

С 1962 года в новом помещении начал работать Херсонский музыкально-драматический театр. В 1970 году. вступил в строй киноконцертный зал «Юбилейный» на 1690 мест. А в 1980 году в новое здание переехала областная библиотека, носящая сегодня имя Олеся Гончара. К сожалению, за последние три десятка лет подобных объектов в Херсоне построено не было.

О сегодняшнем Херсоне и его руководстве в лице городского совета, исполкома и персонально мэра у каждого горожанина есть своё собственное мнение, своя оценка их деятельности, которая может быть самой неоднозначной - позитивной, негативной или нейтральной. Здесь дискутировать бессмысленно. И только очередные выборы депутатов городского совета и мэра продемонстрируют насколько она справедлива.

Юрий АНИСИМОВ,
Заслуженный журналист Украины

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон