Легенда херсонского судостроения

Легенда  херсонского судостроения

По мнению многих людей, одним из лучших директоров Херсонского судостроительного завода был Герой Социалистического Труда , опытный производственник и талантливый организатор Всеволод Фёдорович Заботин, руководивший предприятием на протяжении четверти века (с1961 по 1986 год).

Именно при нём, заводом освоено около 20 проектов и построено 230 судов. Из них 76 пошли на экспорт (предприятие было единственным на юге Украины, которое строило суда на экспорт).

Всеволод Заботин сумел создать крупнейшее предприятие, которое стало важнейшей экономической составляющей города Херсона (в то время рентабельность судостроения достигала 45% в год, со стапелей ежегодно сходили до 11 танкеров и крупногабаритных судов).

Всеволод Заботин обладал уникальными знаниями и опытом, умел эффективно управлять производственными процессами и руководить 20-ти тысячным коллективом завода. Он не любил многословия и требовал от подчинённых чёткого, оперативного и осмысленного решения поставленных задач.

Его стратегия , как генерального директора, отличалась широтой мышления и размахом действия. Хорошо осознавая, что именно кадры решают всё Всеволод Заботин очень тщательно отбирал специалистов в свою команду, от которой во многом зависел успех всех его начинаний.

И ему удалось собрать управленческую элиту единомышленников, которая успешно решала любые самые сложные задачи. Среди его соратников немало известных в области личностей. Это ныне здравствующие Валентин Трубач, Вячеслав Ковальский, Юрий Коржов, Виктор Юдин и некоторые другие.

Нельзя не упомянуть и тех, которых, к сожалению, уже нет среди нас - Фёдора Багненко, Василия Синьковского, Наума Яблуновского, Григория Сиганевича. Все они работали с полной отдачей сил и каждый из них внёс свою достойную лепту в развитие судостроения на Херсонщине.

При активном участием Всеволода Федоровича на стапелях впервые в мировой практике была введена электросварка в углекислой среде в автоматическом и полуавтоматическом режиме, за что в апреле 1963 года он получил Ленинскую премию .

Всеволод Заботин был инициатором создания в Херсоне системы подготовки корабелов: Была организована профориентация в школах, открыты профтехучилище, техникум и филиал Николаевского судостроительного института.

В декабре 1970 г. Херсонский судозавод был награжден орденом Ленина. К тому времени херсонские корабли уже получили известность в мире. Заказчиками завода стали Греция, Германия, Англия, Дания, Индия и другие страны

С именем Всеволода Федоровича связанно появление нового, удобного для проживания, жилого массива города Херсон – микрорайона «Корабел», где для судостроителей построили целый городок с больницей, магазинами, кинотеатром, детскими садиками, школами. На базе предприятия там была создана полноценная система коммунального хозяйства со своими ЖЭКами и котельными. Функционировали пожарная охрана, медицинская служба, база отдыха...

Данный материал не связан с какими-то круглыми датами Легенды херсонского судостроения. Поводом к его написанию послужила недавняя публикация в интернете большого материала о проблемах украинского судостроения сегодня в целом.

В нём председатель «Комитета спасения Черноморского судостроительного завода» Игорь Овдиенко, более 20 лет проработавший в соседнем Николаеве – от рядового мастера до директора двух крупнейших предприятий Украины - Черноморского судостроительного завода и «Судостроительного завода им.61 коммунара», с болью в сердце, констатировал, что эта отрасль, в былые годы, прославившая Украину, в настоящее время находится в крайне критическом состоянии.

Город Николаев, в прошлом считался одним из главных центров кораблестроения Советского Союза. Тогда на его предприятиях более 50 тысяч работников, которые ежегодно спускали на воду десятки полнокомплектных судов, включая ракетные крейсеры, которые до сих пор находятся на вооружении Китая и России.

Если раньше заводы работали круглосуточно, то сейчас – неполную неделю ...Сегодня в Николаеве практически не осталось судостроителей – опытные специалисты уехали за границу в поисках работы.

Я не считаю себя достаточно компетентным, чтобы давать оценки нынешнему состоянию дел в судостроительной отрасли Херсонщины. Пусть это делают квалифицированные специалисты. Но судя по публикациям в местных средствах массовой информации, проблемы херсонских корабелов, практически такие же, как и у николаевских.

Как, впрочем, и былая слава, Херсонское судостроение тоже когда-то занимало своё достойное место в экономике Советского Союза. И в этом большая заслуга Легенды херсонского судостроения Всеволода Фёдоровича Заботина.

Юрий АНИСИМОВ
Заслуженный журналист Украины

Справка. В.Ф. Заботин родился 29 декабря 1917 года в Николаеве. В 1941 году закончил Николаевский кораблестроительный институт ] С началом войны был направлен в733 стрелковый полк. Затем саперное, позже артиллерийское училище.

С марта 1942 года, как судостроитель был направлен в Астрахань, на судозавод мастером. Вскоре был назначен на должность строителя судов ( филиал завода в Баку). В феврале 1945 года получил свою первую государственную награду – медаль «За оборону Кавказа». После окончания войны В.Ф.Заботин возвратился в Николаев на завод имени «61 коммунара» и стал работать начальником стапельного цеха.

В 1955 году в возрасте 38 лет Всеволод Заботин был назначен главным инженером Херсонского судостроительного завода, который к тому времени построил всего пять танкеров. В 1961 году директор Херсонского судостроительного завода. В 1986 году в возрасте 69 лет Заботин покинул пост директора завода.

Всеволод Федорович Заботин ушел из жизни в 1994 году. На центральном херсонском городском кладбище стоит памятник с его барельефом и изображением судов, которые он строил.

Херсонцы в твиттере