Положение о контроле общественностью за капитальными ремонтами приняли. Что изменится?

На апрельской сессии Херсонского городского совета было принято решение №1070 «Об утверждении Положения про осуществления членами территориальной общины города Херсона контроля над проведением капитального ремонта многоквартирных жилых домов за счет средств городского бюджета». Мы подготовили ответы на вопросы о том, как жители смогут воспользоваться данным инструментом контроля за качеством ремонта.

Как изменится ситуация с эффективностью и подконтрольностью использования бюджетных денег при проведении капитальных ремонтов жилого фонда? Станут ли эти процессы открытыми?

Наивно было бы думать, что с вступлением в силу данного Положения, ситуация с капитальными ремонтами жилого фонда города автоматически изменится.

Да, в правовом поле взаимодействий заказчика, подрядчика, жильца дома правила игры действительно изменились. Жители многоквартирных домов получили достаточно эффективный инструмент участия в процессе контроля над выполнением капитальных ремонтов в своих домах.

Дело осталось за малым, - желанием самих жильцов воспользоваться данным «инструментом» и тем самым гарантировать как эффективность расходования бюджетных средств выделенных на ремонт дома, так и качество самих ремонтных работ.

Положение обязывает департамент ЖКХ Херсонского городского совета инициировать открытые обсуждения проекта титульных списков. (ст. 2.6. Положения), заранее размещать их на официальном сайте Херсонского горисполкома (ст..2.5. Положения). С другой стороны, участие в данных обсуждениях представителей многоквартирных домов города является добровольным, а не обязательным. Это обеспечивает открытость и прозрачность процесса составления титульных списков. Однако одного желания жителей конкретного дома, принимать участие в обсуждениях, и аргументировано доказывать необходимость включения в составляемые титульные списки работ по капитального ремонта именно их дома, - мало.

Жильцы какого многоквартирного жилого дома имеют право на участие своего представителя на открытом обсуждении проектов титульных списков с правом голоса?

Согласно ст..2.8 и 1.4. Положения принимать участие в обсуждениях с правом голоса уполномоченные представители:
- многоквартирных домов, в которых созданы Органы самоорганизации населения (ОСН), легализированные в установленном порядке и наделенные полномочиями по контролю за качеством проведения в жилых домах ремонтных работ (ст.1.4.1 Положения) или органы совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) (ст.1.4.2 Положения);
- представители других многоквартирных домов, которые определят своего общественного уполномоченного на общем собрании жильцов дома, при условии что на данном собрании присутствовало не менее половины в нем проживающих (имеющих право голоса) жителей. При этом уполномоченный от дома считается выбранным, если за него проголосовала большая часть присутствующих на данном собрании жильцов дома (ст.1.4.3 Положения).

Право утверждения титульных списков остается за исполнительным комитетом Херсонского городского совета. При этом, согласно п.2.11 Положения, для рассмотрения и утверждения на исполком передается окончательный вариант проекта Титульных списков вместе с протоколами, которые составлялись по итогам его открытых обсуждений.

Утвержденные исполкомом Титульные списки капитальных ремонтов, согласно ст..2.12 Положения, должны быть опубликованы в газете «Херсонский вестник» и размещены на официальном сайте Херсонского городского совета в десятидневный срок.

Каким образом общественные уполномоченные от жилых домов могут осуществлять контроль выполнения подрядчиком ремонтных работ?

Общественные уполномоченные включаются в состав специальной наблюдательной комиссии, которую, согласно ст..4.2. Положения, создает руководитель департамента ЖКХ горисполкома.

Эта комиссия осуществляет общественный контроль качества выполнения ремонтных работ, соблюдения сроков ремонта, сметы, объема привезенных подрядчиком строительных материалов, их использования во время ремонтных работ и т.д. (Положение, ст.4.6).

Принимают ли общественные уполномоченные участие в подписании актов выполненных работ?

Нет, акты выполненных работ подписываются заказчиком и подрядчиком. Но, согласно ст.5.1. Положения, общественные уполномоченные после выполнения подрядчиком ремонтных работ и устранения замечаний, которые были озвучены заказчиком и членами специальной наблюдательной комиссии, вносят свои замечания в Журнал послеоперационного контроля.

Осуществляется ли общественный контроль за состоянием жилого дома, после выполнения ремонтных работ, на протяжении гарантийного срока ?

Процедура осуществления общественного контроля на протяжении гарантийного срока, а также порядок фиксирования и устранение выявленных в данный период недостатков, детально расписана в разделе 6 данного Положения.

Следует также обратить внимание, что с вступлением в законную силу рассматриваемого нами Положения, вводятся обязательные публичные отчеты Департамента ЖКХ Херсонского городского совета о результатах выполненных, за соответствующий финансовый год, ремонтных работ (раздел 7 Положения). И по результатам открытого отчета перед общественностью города, его участниками принимается резолюция с оценкой выполненных работ по Титульным спискам. В Резолюцию вносятся и другие вопросы, которые обсуждались во время отчета.

Таким образом, мы видим, что жильцы домов и в первую очередь – так называемые организованные жильцы, имеют все возможности не только влиять на качество ремонта своих домов, но и на работу Департамента ЖКХ в целом. Важно лишь только воспользоваться этим инструментом контроля.