Херсонский бюджет – плацдарм для политических баталий?

 Херсонский бюджет – плацдарм для политических баталий?

Ситуацию вокруг принятия бюджета города Херсон на 2017 год сделали настоящим катализатором политических баталий.

Депутатский корпус, из категории голосовавших «за» и «против», все более жестко переводится в категорию «свой - чужой» с явным стимулированием увеличения пропасти между ними.

Не менее активную позицию в вопросах, связанных с бюджетным планированием, старается занять и целый ряд представителей общественности.

При этом, общая ситуация в Украине спровоцировала явную тенденцию появления среди участников данного процесса все новых активных спикеров, своими заявлениями и действиями позиционирующих себя в качестве истины в последней инстанции.

Бюджет - это финансовый инструмент необходимый для достижения поставленной цели.

Следовательно первичной является именно цель, от которой и необходимо отталкиваться. В данном случае, речь может идти как о локальных (отраслевых) реформах так и долгосрочной стратегии развития города, для реализации которой эти реформы и осуществляются.

В противном случае (при отсутствии долгосрочного стратегического плана) получить достоверные ответы в оптимальности предложенного проектом годового бюджета города распределения средств достаточно сложно.

То, что процесс обсуждения и принятия проекта бюджета часто сводится к попыткам перевода дебатов в «политическую плоскость», к сожалению, реалии не только этого года...

На 30 января назначены общественные слушания по вопросу поднятия стоимости за проезд в городском общественном транспорте.

Поэтому попробуем, в качестве примера «бюджетных баталий» рассмотреть ряд принятых и отклоненных поправок, связанных с вопросами городских пассажирских перевозок, которые изрядно политизировались.

Не исключено, что данные решения окажут свое воздействие на ситуацию в данном сегменте городского хозяйства. К тому же, в преддверии ожидаемого повышения стоимости проезда в городском транспорте, данный вопрос является достаточно актуальным.

Что «транспортное» предлагалось и что было принято в проголосованном бюджете города на этот год?

С одной стороны было принято решение о намерении повторить в 2017 году попытку приобретения дополнительных троллейбусов городским коммунальным предприятием «Херсонэлектротранс».

Учитывая, что увеличение количества подвижного электротранспорта, стоимость проезда в котором существенно ниже по отношению к стоимости проезда в «маршрутках», стоит ожидать увеличения возможностей горожан по выбору оптимального варианта проезда по городу с целью экономии финансовых средств.

С другой стороны было отклонено вносимое предложение, которым предлагалось монетизировать проезд всех льготных категорий взрослого населения. Т.е. заменить право бесплатного (льготного) проезда в городском коммунальном транспорте адресными компенсационными выплатами.

Фактически данное предложение можно позиционировать как стимулирующее к отказу пользоваться услугами городского коммунального пассажирского транспорта.

Подобное решение нельзя назвать шагом, направленным на системное реформирование в структуре городских пассажирских перевозок и тем более фактором, способным оказать влияние при определении стоимости проезда.

Предложенный рецепт ошибочный и не используется муниципалитетами городов, в багаже которых успешное проведение реформы городских пассажирских перевозок.

В частности, опыт муниципалитетов стран Балтии, показывает, что проблема перевозки льготных категорий граждан решается либо введением специальных билетов (в основном электронных) с фиксацией определенного процента к оплате от полной стоимости проезда, либо фиксацией количества бесплатных поездок в месяц.

При этом перевозчикам осуществляется компенсация, из бюджета соответствующего уровня, за фактически (а не условно) перевезенных льготных категорий горожан. С введением данного принципа компенсационных оплат перевозчикам, суммы самих выплат стали значительно меньшими.

Владимир МАКУХА – оценщик высшей категории
«Всеукраинской Ассоциации специалистов оценки»

Херсонцы в твиттере