Море, грязи и вода — три кита курортов Херсонщины

Бескрайние степи, соленые озера, теплое море, пропитанный степными травами воздух — все это богатство Таврийского края.

Водолечебница «Горячий источник» в Генгорке

— В наших местах искали месторождение газа, для этого приходилось бурить множество геолого-разведочных скважин, — рассказывает директор водолечебницы Лариса Поспелова. Из некоторых таких скважин пошла термальная вода. На месте одной из них и построили водолечебницу. В 1980 году она приняла своих первых пациентов. К нам ехали люди из всего Советского Союза. Конечно, теперь все изменилось.

Глубина скважины 1600 метров, на поверхность вода выходит температурой 42°С. Соединение температуры и газов создают своеобразный термолифт, поэтому вода сама выходит на поверхность. — Наши пациенты уезжают с хорошими результатами, стадия ремиссии длитcя до шести месяцев, — говорит Лариса Викторовна. — Эта вода способна повышать иммунитет, обновляется состав крови, люди забывают об ОРЗ и ОРВИ. Прием ванн также оказывает противовоспалительное, обезболивающее, спазмолитическое действие, улучшая микроциркуляцию на капиллярном уровне, тем самым ускоряя процессы восстановления поврежденных тканей, нормализует состояние периферической и вегетативной нервной системы. Наличие в воде брома дает хороший результат в лечении вегетативно-сосудистых дистоний, астенических и неврозоподобных состояний.

Большой популярностью пользуется процедура вертикальной разгрузки позвоночника. Для этого на ноги надевают специальные грузки, затем вы спускаетесь в термальный бассейн и повисаете на специальном приспособлении. Висеть вполне комфортно. Вы полностью расслаблены. Продолжительность процедуры от 10 до 20 минут. Дольше в этой воде находиться не рекомендуется, поскольку тогда уже идет обратный эффект. Курс лечения 10–12 процедур. Курс рекомендуется повторять через шесть месяцев, а для профилактики раз в год. После посещения термальной ванны, можно сделать массаж. К сожалению, водолечебница состоит всего из 16 ванн и одного бассейна, в котором могут расположиться восемь человек.

Перед принятием процедур обязательна консультация врача. Водолечебница работает с мая по октябрь в амбулаторном режиме, поэтому каждый приезжающий может выбрать жилье на свой вкус и кошелек. Добираться тоже просто, поскольку регулярно курсируют маршрутки прямо к воротам лечебницы.

Соленые озера

«Места удивительные, тюльпаны завораживающие, а вот по вечерам пованивает, я бы сказал, даже смердит», — писал об этой местности турецкий путешественник Эвлия Челеби. Не зря Сиваш называют Гнилым морем.

На одном из соленых озер наше внимание привлек загорелый мужчина, активно предлагающий лечебные грязи в пластиковых бутылках. Подошли ближе, разговорились.

— Я в прошлом военный. Когда-то у меня был остеохондроз и грыжа позвоночника, шевелиться не мог, — рассказывает Виталий Матковский. Врачи сказали оперировать. Но с помощью специальных упражнений и вот этой лечебной грязи я поборол свой недуг.

— Сколько же времени вам на это понадобилось?

— Месяцев пять. Но сначала была специальная гимнастика, а потом, когда я смог полноценно двигаться, поехал в водолечебницу. Один раз, потом второй. Даже усовершенствовал специальную установку для вытяжения позвоночника (показывает рукой в сторону озера, где прямо в воде стоят самодельные устройства, похожие на те, которые мы видели в водолечебнице «Горячий источник»).

— А что это у вас в бутылках?

— Сивашская грязь. Черная и голубая. Черная — для лечения заболеваний суставов и кожи, а голубая делает красивых еще красивее. Вот мои соседки — молодые девчонки никак не могли избавиться от угрей и прыщей. Помазались голубой грязью пару неделек, и все прошло.

— Но надо же умеючи мазаться.

— Да, наносить осторожно и не давать грязи высохнуть, постоянно увлажнять водой или рапой. Если грязь высыхает, она забивает поры и повреждает подкожные капилляры.
Девчонки думают, что если лицо после грязи красное, то это значит, процесс пошел. И не понимают, что навредили себе.

Ну да, всегда хочется получить заветную таблетку от всех болезней. Чтобы особых усилий не прилагать. Вот намажусь волшебной грязью и стану здоровой и красивой. Но во всем важна методика, система и упорство.

Город солнца

Заглянули мы и в реабилитационный центр InterMedical EcoCity доктора Владимира Козявкина. Он будет специализироваться на консультативно-диагностической, неврологической, реабилитационной помощи детям и взрослым. Но на сегодняшний день построена только первая очередь комплекса общей площадью 32 тыс. кв. м. А еще в планах строительство аэропорта, автомагистрали и социальной инфраструктуры. Предусматривается создание новых рабочих мест, что сможет повысить конкурентоспособность Херсонской области. Реабилитационный комплекс рассчитывает принимать до 1000 пациентов ежедневно. Размах впечатляет.

На обустроенной территории кусты роз, детская площадка. Красивые современные корпуса, просторные номера со всеми удобствами и балконами с видом на море, бассейны, сауна и т.д. Во сколько же обойдется лечение в таком центре? Будет ли оно доступно нашим больным детям или в нем смогут оздоравливаться только иностранные граждане и состоятельные соотечественники? Где и как будет готовиться персонал для такого огромного комплекса? Вопросов много. Пока же строительство идет медленно.

— Наша основная база в Трускавце, — говорит замдиректора Владимир Конюхов. Когда здесь все закончим и сможем принимать детей, точно сказать не могу. Мы сами заинтересованы в том, чтобы это произошло как можно скорее. При благоприятных условиях, нужен еще год-полтора. Пока же масса проблем — начиная с получения лицензий, проведения коммуникаций, газа и заканчивая финансированием.

Аскания-Нова

В пятидесяти километрах от Геническа расположен всемирно известный биосферный заповедник Аскания-Нова им. Ф.Фальц-Фейна. Здесь сохранился единственный в Европе массив типчаково-ковыльной степи площадью в 11 тыс. га, дендропарк и зоопарк. Рядом с коренными жителями степной фауны неплохо чувствуют себя представители Азии, Африки и Австралии — зебры, лани, антилопы, буйволы, бизоны, фламинго, страусы. А о древней истории половецкой степи напоминают каменные бабы.

Экскурсию проводил сам директор заповедника Виктор Гавриленко. С первой минуты стало понятно, что это не просто фанат своего дела и большой патриот родного края, но и удивительно светлый человек. Казалось, он часами может говорить о своих подопечных, о каждой травинке, знает все повадки зверей и голоса птиц. Та любовь, с которой он рассказывал о заповеднике, наверное, и помогает вопреки массе проблем сохранить веру в свое дело.

Как ни парадоксально, но одной из проблем заповедника является избыток редких, исчезающих видов, таких как лощадь Пржевальского, сайгак, кулан. — Развели на свою голову, теперь не знаем, куда пристроить. Оказывается, в нашей стране такие раритеты не нужны, — сетует Виктор Степанович. — Как раз еду на симпозиум, буду вести переговоры с казахами и россиянами. Они давно мечтают создать страну тарпанию. Даже выделили четыре участка Оренбургского заповедника, но они разбросаны, а для содержания степных животных нужны просторы. У них нет такой большой свободной земельной площади, на которой можно было бы создать еще больший резерват, чем Аскания-Нова.

— А в Украине есть такие территории. Вернее, были еще до недавнего времени, — уточняет директор. Тарутинский полигон был 15 тыс. га. Уже растянули. Сделали заказник государственного значения — 5 тыс. га. На очереди Новотроицкий полигон под Бердянском. Еще десять лет назад было столько земли, что говорили можно вывести 30% территории земли из севооборота и не почувствовать, для нации хватит. Земли много, но нужно научиться ее правильно использовать, оставить что-то и природе.

— То вдруг начали клепать национальные природные парки, — не унимается Виктор Степанович. — Но ведь мало объявить территорию заповедной, нужно сделать, чтобы она этому соответствовала. У нас уже 20 таких парков! Я с уважением отношусь к органам государственной власти и понимаю, что должны быть и правительственные резиденции, но давайте называть вещи своими именами. Это не наезд на левых или правых. Для меня все одинаковы, все мы живем на одной Земле, и обязаны заботиться об окружающей среде. Я делал доклады в Финляндии, Польше, Германии, Швейцарии, Австрии, читал лекции в Испании, был на конгрессе в Греции. За рубежом мы что-то значим, и нам помогают. Но не думайте, если мы объект ЮНЕСКО, то деньги сюда текут рекою. Приходится ходить с протянутой рукой, выпрашивать копейки на содержание объекта мирового значения. Заповедное дело — моя стихия, жизнь и мне стыдно, что в нашей стране к объектам природно-заповедного комплекса относятся по остаточному принципу.

Народный курорт

Образовался он на Лемурийском озере, неподалеку от села Григорьевка, в одной из бухт затоки Сиваш, где не так давно ученые открыли и исследовали уникальные по своим свойствам лечебные грязи. Они сертифицированы и допущены для использования в качестве лечебного и косметического средства. Этот курорт и вправду народный — вокруг озера стоят машины и палатки. Пока берег оборудован только душевыми кабинами и беседками для отдыха. Есть массажист и врач.

— Я долго уговаривал местное население брать отдыхающих, — рассказывает глава Григорьевского сельсовета Сергей Лищевский. — Но людям было в диковинку, не хотели. Тогда я предложил своей теще подать пример. Она согласилась, начала сдавать часть дома (100 грн. в сутки с человека с трехразовым питанием). Дело пошло. А в селах информация быстро распространяется. Ко мне стали приходить односельчане и говорить, дескать, хороший ты бизнес своей теще придумал, мы тоже хотим. Вот так и внедрили зеленый туризм в Григорьевке. Главное — поменять мировоззрение людей. Нужно делать то, что в наших силах.

Галина с тремя внуками приехала из Полтавы.

— Вам тут не скучно?

— Нет. Были в Аскании-Новой. Но самое главное развлечение — это озеро. Мы тут и лечимся, и отдыхаем.

— А откуда узнали об этом месте?

— Из Интернета, к тому же человек, который занимается этими уникальными грязями, наш земляк. Весь мир едет на Мертвое море, а у нас тут свое Мертвое море и оно еще лучше, ближе и дешевле. Теперь буду приезжать сюда каждый год.

Земляк Галины Владимир Виговский случайно попал в эти края семь лет назад и на себе испытал целительные свойства этого озера. С тех пор оно стало делом его жизни.

— Сюда закачивается вода с озера Сиваш, здесь она опресняется и получается 350 грамм соли на литр воды, а на Мертвом море 300–320, — рассказывает Владимир. — Но грязи Мертвого моря работают только за счет соли и тепла. А грязи нашего озера содержат огромное количество органики. Соль, смешанная с органикой и дает такую силу. Грязь или глина, как ее называют по-научному, действует на аминокислоты клетки и обновляет организм. За рубежом это понимают. Я открыл частное предприятие, занимаюсь этой глиной уже семь лет. Ее покупают Австрия, Германия, Россия. Но в Украине это никому не нужно. У нас люди понимают, что такое хлеб, масло, а грязь никому не нужна. Зато у нас работает сарафанное радио. Кто-то вылечился, рассказал другому и так далее...

Уже стемнело, бодрые и соленые от купания в озере мы возвращались на базу. Ночное купание в море никто не отменял. Черное южное небо усеяно звездами. На горизонте, из самой глади моря медленно поднимается малиновый шар луны. Отражаясь в спокойных, темных водах Азова, светило образует лунную дорожку с желто-розовыми бликами. Торжественное восхождение луны, плеск набегающих волн, легкое дуновение ветра, теплый песок, сухофруктовый вкус белозерского вина и вечный комар, зудящий над ухом — все это романтика Арабатской стрелки.

Вера Антонова

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон