Детям должно быть хорошо

Для кого-то это непреложная истина, для кого-то руководство к действию, для кого-то пустой звук. По своей природе мы так устроены, что в нас (ну почти в каждом) заложена любовь к тем, кто меньше, слабее, беззащитнее.

А дети? Дети всегда были, и я надеюсь, будут на особом счету. Мы любим своего ребенка! Это нормально, это пригодно, это свое – родное, и тут нет ни чего удивительного. Это все воспринимают как непреложную истину в последней инстанции.

А когда человек любит детей в принципе? Это так же считается нормальным. О таких принято говорить: «наша мама». Хотя, не каждый день можно встретить людей, которые любят детей в принципе только потому, что они есть, потому, что они рядом, что их нужно защищать, оберегать, развивать, холить и лелеять.

Как правило, такие люди наделены особым даром, и дети это сразу же чувствуют и отвечают тем же – беззаветной и преданной любовью. Вспомните свою первую воспитательницу в детском саду. Редко кто из мальчиков в нее не влюблялся, а девочки не подражали ей во всем (ее мы помни всю жизнь). Так же мы относимся и к своей первой учительнице.

Почему? Наверное потому, что она Первая. А может быть еще и потому, что педагоги младшей школы какие-то особенные. В средней школе такое встречается уже реже, и совсем не часто в старшей. Тут уже все по-другому. Ребенок стал старше. У него появились свои принципы, позиции, взгляды.

А педагоги? Они, со своим отношением к ребенку уже перестают быть безоговорочным авторитетом, предметом внимания и подражания. Да и педагоги тут уже другие. Большая часть «предметники»: урок отчитал, задание дал, и все. И, пока. Еще большая редкость, когда предметом хорошего отношения, а тем более любви, становится у школьника кто-то из руководства школы. Завуч, а тем более директор, это из разряда «Баба Яга», которой пугают классные руководители и «предметники».

Не могу назвать себя тонким знатоком школьно-педагогической жизни, и утверждать, что я так хорошо знаю всех и вся, чтобы давать категорические оценки, просто высказываю свое мнение. Кто-то, наверняка, со мной не согласиться. Кто-то будет просто возражать и даже называть меня невеждой. Согласен, каюсь, субъективен. И, все же...

Уже не помню, сколько лет тому, Судьба свела меня не просто с педагогом, а гениальным человеком Олегом Васильевичем Мишуковым. Мы тогда были совсем юными, об отчествах и не помышляли. Да и занимались мы тогда не столько педагогикой, сколько творческими направлениями. Рядом с Олегом всегда были интересные и умные люди, те с кем было интересно, с кем можно было общаться, шутить, спорить или прости играть в «буриме».

Талант Мишукова проявлялся и в том, что он умел находить контакты с самыми разными людьми. Кто-то это называет «конформизмом», я говорю «дипломатия». Олег был разным, но всегда интересным. Может быть, это и притягивало к нему людей? В разные периоды его жизни, вокруг него были разные люди, но есть, пожалуй, один человек, который был все эти годы всегда – Татьяна Юрьевна Томилина.

Конечно, тогда она была просто Танечкой – придумщицей и неутомимой деятельницей. Откуда у нее хватало сил на всех и вся, я и до сегодняшнего дня не могу найти ответ. Больше чем у других, у нее был развит дар «любить детей». Дети это всегда чувствовали, понимали, принимали, воспринимали и отвечали ей тем же.

Когда у Мишукова родилась идея создать Лицей – ни у кого даже и сомнений не было, что Томилина будет там заниматься вопросами творческого воспитания. Так и случилось. Но никто и представить себе не мог, что более чем своеобразная, экстравагантная, эрудированная, а иногда взбалмошная Танюша, станет со времени той самой «мамой», которая на время учебного процесса будет заменять лицеистам их биологических мам. Сегодня чуть ли не половина учащихся Лицея, без оглядки называют ее «мамой», и бросаются к ней в объятия с поцелуями.

Я точно знаю с десяток взрослых людей (и тех, кто работает в Лицее сейчас, и особенно тех, кто работал там когда-то), которые просто сейчас говорят: «показуха», «подлизы», «подхалимы», «чего только не сделаешь ради того, чтобы тебе поставили хорошую оценку». Есть те, кто так думает и среди учащихся. Да, «друзья», «коллеги», дети вы правы...

Были бы, если бы это было так. Когда ребенок учится в школе, его родители, а со временем и он сам (с годами «взросления» и «окунания» во взрослую жизнь) начинает понимать, что с теми, кто принимает решения, от кого хоть как-то, но зависит твоя судьба, лучше поддерживать хорошие отношения (правда, Сашенька).

Что касается «показухи», то у меня есть один аргумент, который должен моих визави несколько расстроить (держись, Любочка). Юноши и девушки, став уже сами родителями и разменяв третий десяток лет, все так же бросаются к Томилиной в объятия, как и в те годы, когда учились в Лицее. Парадокс (да, Светочка)? Нет – ответная любовь, ответные чувства, которые они сохранили в своих душах.

Уже много лет подряд, в разных качествах, мне доводится бывать на «последних» Лицейских звонках (показательный момент: все уже решено, аттестат в кармане – об учителях можно забывать), но я же вижу, с какими лицами и глазами полыми слез бросаются в объятия к Томилиной и дети, и их родители.

Еще более показательный момент – бывшие выпускники. На «звонки» бывшие Лицеисты приходят целыми группами и все непременно оказываются в объятия Томилиной. Это истина. Это не «показуха», не «заказуха» (ты удивлен, Геночка), не «наигранность» (не злись, Элеонорочка), это искренняя любовь и уважение к Человеку.

Татьяну Юрьевну сложно назвать ординарной, а уж тем более заштатной личностью. Она своеобразна... Хотя, может быть, именно за это ее любят дети и подчас категорически не воспринимают отдельные «педагогические» взрослые?

Что же касается родителей учащихся, то с большинством из них, Томилина имеет прекрасные отношения. То, что она знает почти всех детей в Лицее по имени, это не очень удивляет, но все же; а вот то, что это же распространяется и на родителей, действительно удивительно.

Многие из них могут позвонить Татьяне Юрьевне в любое время дня и ночи, и не только спросить «как там мое чадо», но и попросить совет или поделиться сокровенным. В какой раздел «пороков» следует отнести это (вопрос к тебе, Володенька). Кстати, дети так же не стесняются рассказывать ей о том, что порой утаивают от своих биологических мам. Разве может такое быть? Да, может. Они ей, правда, верят.

Не скрою, иногда бывает желание не просто поспорить с Татьяной Юрьевной... Лично у меня была пара моментов в жизни, когда сжав кулаки и стиснув зубы, с трудом сдерживал себя, заставляя промолчать. Почему? Наверное, потому, что понимал, что сказала или сделала она что-то вовсе не со зла, а лишь потому, что считает себя ответственной за всё и всех.

Детей нельзя обмануть, они не прощают промахов, они терпеть не могут лжи и обмана. Стоит один раз сорваться, сделать что-то не так, и ребенок может не простить такой проступок всю жизнь. За все время, сколько знаю Томилину, таких детей практически не встречал, хотя, без сомнения, есть и те, кто такой вариант подхода не принимает. Тогда ребенку его не навязывают.

В отличии от распространяемого некоторыми «друзьями» мнения, что Томилина «заставляет себя любить». Точно знаю, что такого нет. Глупо. Заставить себя полюбить? Невозможно.

Кстати, иногда от «друзей» Томилиной доводится слышать такие басни и небылицы, что волосы встают дыбом. Во время одной из таких «страшных» историй, рассказанной «большим» другом, о «избиении» ребенка во время репетиции «последнего» звонка в «Юбилейном», присутствовал лично. Если бы не видел все своими глазами, созданный автором образ «людожера» преследовал бы меня в кошмарных снах по ночам всю жизнь.

Кому это было выгодно? Кому-то. Тому, кому не нравилась Томилина в должности зама Мишукова. С Ним они тягаться не решались, даже подумать не смели, не тот вес (не физический). Когда же Томилина стала директором, вот тут-то все и началось. «Друзья» предстали во всей красе.

В первую очередь не понравились «новые» порядки. Некоторые «зубрихи» были уверены, что Томилина была не более чем «девочка на подхвате» у Мишукова, и они смогут ее перемолоть «вместе с туфлями». Оказалось, что не все так просто...

Когда Томилина запретила педагогам проводить «консультации» в рабочее время, в аудиториях и получать за это дополнительную «благодарность» от учащихся, кое у кого это вызвало ропот. Когда Томилина запретила принимать деньги в кассу Лицея, а заставила все оплаты проводить исключительно в безналичной форме через банк, это вызвало всплеск неудовольствия. Когда же в итоге преобразований, часть «звезд» осталась без всех «левых» доплат, то это вызвало бурю. Кто-то не выдержал и ушел. Из этого так же разыграли целый спектакль: «дирректрисса выжывает лучих» (в словах нет ошибки). «Лучие» «почили с миром», но забывать о себе не дают: то тут статейка, то там письмецо.

Томилина далеко не идеальна. Наверняка есть кто-то лучше, чем она. Но в жизни мне как-то не приходилось встречаться с директорами школ, которые тратит на ее ремонт деньги из своего кармана. Кто покупает детям пирожки: детки бегали и прыгали – проголодались! Вы видели, когда-нибудь, чтобы учительница купила 100 бутылок воды (за свой счет), для детей которые заняты на репетиции и которые захотят пить? А я видел – Томилина.

Вы видели когда-нибудь директора школы, которая за свой счет, на такси, отвозит ребенка, которому стало плохо, на консультацию к врачу (а не вызывает, скажем родителей)? А я видел – Томилина. Вы видели когда-нибудь директора школы, которая подаренный ей кофейный сервиз тут же дарит ребенку (из малообеспеченной семьи) у которого сегодня день рождения? А я видел – Томилина. Однажды подобным поступком меня сразил на повал Мишуков – он снял с руки золотые часы и подарил их лицеисту, который на «лицейском дебюте» прочитал стих так, что поразил его. То, что делает Томилина, это не «показуха» (господа «друзья») – это стиль жизни. Это карма. Она этим живет.

Сегодня в качестве директора Лицея Томилина дорабатывает последние дни. 30 июня у нее заканчивается контракт. Управление образования городского совета официально предупредило Татьяну Юрьевну о том, что контракт с ней автоматически пролонгировать не будут. Почему? Неужели в нашем городе так много таких неординарных личностей?

Многие директоры школ десятилетиями сидят на своих должностях: тихо, мирно, выполняют разнарядку, не выпендриваются, не лезут на рожон и тихо уходят на пенсию (а школа в это время так же тихо «умирает»). Почему вдруг с Томилиной устроили «войнушки». Или не «вдруг»? Или не «войнушки», а «войну»? Неужели в Лицее есть за что воевать? Еще и как! Конечно же, не за бюджетные деньги, хотя и тут есть куда кинуть взгляд. Две последние ревизии КРУ, одна из которых была инспирирована ее «большим» другом, так и не выявили ни одного существенного нарушения финансовой дисциплины. «Заказчик» лично приходил в ОблКРУ с требованием – «найдите!». Что искать – когда нарушений нет. Не верите? Вот и он не поверил. Факты – упрямая вещь.

Профессия журналиста обязывает знать многое. Я точно знаю ответы на вопросы, связанные с тем, почему идет «война» с Томилиной. И даже знаю кто, и почему затеял эти игрища. Томилина неудобна, она прямая как эталонный метр – ни свернуть, ни растянуть. Ее нельзя заставить делать то, чего она не хочет. Ее нельзя уломать. Знаю точно, что ее можно убедить, хотя это очень сложно и непросто, и только в том случае, если аргументы слишком весомы.

Но, даже это не гарантия того, что в последний момент она все равно что-то не «вставит» от себя. Да, она авторитарна. Да, она бывает сварлива. Да, она бывает не в меру агрессивна. Но, она никогда не капризна. Если она, что-то делает, то только потому, что считает, что так будет лучше.

Увы, Татьяна Юрьевна, иногда забывает, что рядом с ней люди, и что у них так же бывают свои слабости, что они так же хотят быть услышанными, и что не только она одна любит детей. Еще она подчас забывает, что рядом не только «враги», но и настоящие приятели, друзья, которые готовы помочь, просто так.

Но стоит перетерпеть ее минутный эмоциональный всплеск, и все встает на свои места, ты понимаешь, что все это в очередной раз только ради того, чтобы детям было хорошо.

Сергей ОСОЛОДКИН

P.S. На минувшей неделе коллектив Лицея, путем тайного голосования, высказал Томилиной вотум доверия. Ее кандидатуру на должность директора поддержало 75% трудового коллектива. Конституционное большинство! Это ли не показатель? Станет ли этот факт аргументом для городской власти весомым при решении вопроса о дальнейшей судьбе директора Херсонского академического лицея имени Олега Мишукова, или и на этот раз экономические амбиции отдельных дельцов от власти и политики будут более «весомыми» чем благополучие сотни педагогов и около 400 детей и их родителей?

© 2008 - 2025 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон