Владимир Сальдо: Правду о перспективах европейской интеграции нужно искать в «The Guardian» и Reuters

Владимир Сальдо: Правду о перспективах европейской интеграции нужно искать в «The Guardian» и Reuters

В этом году майские праздники оказались как никогда долгими и длинными. Время отдыха осталось позади, и пришло время снова вернуться к реалиям экономической и политической жизни Украины.

Разобраться в их сложностях как всегда, помогает наш постоянный эксперт, народный депутат Украины VII созыва, кандидат экономических наук Владимир САЛЬДО.

КОР. Владимир Васильевич, с чем мы можем прийти к началу лета? Есть ли какие-то сдвиги в лучшую сторону в экономической и политической жизни государства?

В.С. Я, знаете, реалист. Поэтому Ваш вопрос могу назвать риторическим. К сожалению, происходящее говорит само о себе. Всё это люди видят, делают выводы.

КОР. И, все же, есть ли хоть какая-то надежда?

В.С. Давайте оперировать фактами. Долги у Украины не стали меньше. Наоборот, ситуация усложнилась.

По официальной статистике, которую почему-то почти невозможно найти в открытых источниках, только в марте гарантированный долг нашей страны вырос на 11,9% и составляет более 65 млрд. долл. Хотя, ради справедливости, отмечу, что внутренний долг уменьшился больше чем на 89 млрд. грн (5,5%).

КОР. Мы можем как-то сравнить внешний государственный долг с тем, что было?

В.С. Конечно. Западные эксперты посчитали, что в начале 2010-х годов внешний долг Украины составлял не более $30 млрд. Сегодня он вырос почти до $73 млрд. Это связывают с огромной коррупционной составляющей в экономике Украины.

Недавно «The Guardian» опубликовал мнение аналитиков – Александра Лебедева, издателя Independent и «Новой газеты», и Владислава Иноземцева, научного сотрудника центра Berthold-Beitz при DGAP (Берлин) и Center for Strategic and International Studies (Вашингтон). Так вот, они подчеркивают, что коррупция сегодня пронизывает все слои руководства в нашем государстве. Все.

КОР. В том, что коррупция была огромной в недавнем прошлом, не приходится сомневаться. Вопрос в другом, почему она не уменьшается, а увеличивается и увеличивается сейчас?

В.С. А что изменилось, кроме лиц власти? О коррупции в сегодняшнем Кабинете Министров говорят настолько много, что остается только удивляться, как государство продолжает еще хоть как-то существовать. Но ситуация превращается в фарс. Бывший руководитель главной ревизионной службы страны, ссылаясь на конкретные факты и документы, обвинил Премьера Яценюка в том, что при нем коррупция только расцвела. В любой европейской стране за этим последовала бы отставка. Какова же реакция у нас?

Отдельные депутаты Верховной Рады сначала восприняли эту новость очень эмоционально. Но никаких последствий их эмоциональные заявления не имеют. Временную следственную комиссию по этому поводу парламент создать не может – у коалиции без «Народного фронта» не хватает голосов. А «Народный фронт», естественно, «своего» Премьера прикрывает. Рабочая группа, которая, якобы, занялась расследованием изложенных фактов, переругалась и теперь не может работать из-за отсутствия кворума. Да и представители Кабинета Министров ее заседания просто игнорируют. Таково отношение главной исполнительной ветви власти к главной законодательной.

Публичные обвинения второго лица в государстве в коррупции не подтверждены, но и не опровергнуты. Они заговариваются, игнорируются и, думаю, вообще будут сведены «на нет» какой-нибудь новой темой. Масштабной военной угрозой, например. А окончательно запуганные украинцы уже мало смогут думать, ворует Кабмин или нет. Людям выживать нужно.

На днях были опубликованы результаты социиследований в Грузии, которую нам так любят приводить в пример как образец реформ, и реформаторы из которой строят сейчас «демократическую модель управления» в Украине. Так вот, согласно данным опроса, проведенного Национально-демократическим институтом США, проблема территориальной целостности впервые за последнее десятилетие не вошла в тройку самых важных национальных вопросов для граждан Грузии. Их больше беспокоит безработица (66%), повышение цен (43%) и нищета (39%). Похоже, к такому результату стремятся привести и Украину. Холодным и голодным уже не до коррупции.

КОР. Ну раз не хотят и не дают разбираться, значит, есть, о чем молчать.

В.С. Если бы факты ревизионной проверки оказались неправдой, об этом бы уже давно и громко говорили, СМИ уже обличали бы обвинителя, что он возвел на Премьера напраслину.
Но доказательств в необоснованных обвинениях никто не приводит. Наоборот, всячески тормозится расследование. А «дыма без огня не бывает». Скорее всего, нарушения были и есть. Просто о них, в силу политических ситуационных договоренностей, предпочитают не говорить. «Сор из избы» не выносят, но это пока.

Компрометирующий материал явно берегут до нужного времени. Думаю, ближе к осени, вплотную к местным выборам эту карту еще разыграют.

КОР. Вы имеете ввиду конфликт в высших эшелонах власти?

В.С. А Вы думаете случайно весь апрель мы слышали активную критику Премьера и прогнозы, что Яценюк вот-вот покинет кресло? Но ближе к маю разговоры об этом затихли.

КОР. Может конкуренты помирились и «сняли» взаимные политические претензии?

В.С. Скорее всего, найдены точки соприкосновения не только в политическом, но и в экономическом плане.

КОР. Если можно, чуть подробнее об этом.

В.С. По Конституции, Кабинет Министров имеет «иммунитет» на 1 год. То есть, Правительство не может быть отправлено в отставку в течение года, если принята программа его деятельности. А такая программа на 2015 год была принята новым составом Верховной Рады.

И тут же мы подходим у другому «охранному» временному коду. В течение 1 года, со дня досрочного переизбрания, Рада не может быть распущена. Период, в течение которого и парламент и Кабмин могут быть спокойными за свое будущее, это середина грядущей осени.

КОР. Т.е., после местных выборов, нас могут ждать какие-то изменения?

В.С. «Большая» политика тоже зависима. Немалую роль здесь будут играть результаты местных выборов.

КОР. Что касается долгов. В начале нашей беседы Вы сказали, что причин их роста, как минимум, две. Первая – коррупция. Какова вторая?

В.С. Долги, только теперь уже внешние. Причем, решение вопроса с внешними долгами – обязательное условие получения второго кредитного транша от МВФ. Об этом, и только об этом сейчас думают и этими больными вопросами занимаются в Правительстве вообще и в Министерстве финансов, в частности.

Кстати, активность Министра финансов Яресько связывают еще и с тем, что именно ее пророчат на место Яценюка в случае его досрочного ухода (по «собственному» желанию).
Наталья Яресько перед затяжными майскими праздниками неоднократно говорила, что вопрос с реструктуризацией внешнего госдолга более чем актуален. И очень критично закончить эти переговоры в мае-июне.

КОР. О какой сумме долга идет речь, и в чем критичность?

В.С. Все в том же транше. Ни много ни мало – 23 млрд долл. И это только часть долга, а не весь его объем. Переговоры начались еще в марте. И если проблемы не будут решены, второго транша Украина может так и не дождаться.

КОР. Есть ли надежды, что кредиторы «простят» хотя бы часть долга?

В.С. Предполагаю, что этого не будет.

КОР. Почему?

В.С. Весь период, пока идут переговоры, МВФ постоянно возвращается к этой теме. И постоянно говорит, что только решение вопроса о государственном долге может быть ключом к поступлению второго транша в Украину.

КОР. Почему этот вопрос следует решить к июню?

В.С. В июне МВФ собирается приехать в Киев с инспекцией, в рамках которой будет проверять успешность выполнения Программы сотрудничества, одобренной сторонами в марте этого года. И, что бы ни говорили в правительстве Украины, МВФ непреклонен. Со слов заместителя директора-распорядителя МВФ Дэвида Липтона понятно: для них важно, чтобы Украина и ее кредиторы достигли соглашения до июня. Этот комментарий не публиковали в украинских СМИ, о нем известно из материалов зарубежной печати.

Если договоренность не будет достигнута, вопрос о втором транше может быть приостановлен. Ведь в рамках подписанной Программы это – одно из обязательных условий.

КОР. Давайте поговорим более детально, почему кредиторы могут отказать?

В.С. Потому что списание может негативно сказаться на взаимоотношениях с другими заемщиками. Стоит один раз уступить одной стране, как тут же аналогичные пожелания могут высказать другие.

Об этом еще не сказано ни слова в Украине. Но Reuters распространила заявление со ссылкой на хорошо информированные собственные источники, что, скорее всего, Комитет кредиторов откажет в списании, но может предложить реструктуризацию.

КОР. Спасет ли это Украину? И примут ли в МВФ такие результаты?

В.С. Украина сегодня примет любую отсрочку по выплатам. Это позволит снизить нагрузку на бюджет. Хотя от долга не избавит.

КОР. И, может быть, платить его придется «не нам»...

В.С. Все, что нужно сейчас Кабмину, как можно на дольше оттянуть момент возврата долгов. Особенно это актуально в свете предстоящих местных выборов. К избирателям нужно с чем-то выходить и каким-то образом показывать достижения. А что показывать?

Пока сложно сказать, воспримут ли такой поворот в МВФ и как на него будут реагировать. Агенство Reuters высказало предположение, что реструктуризацию МВФ может счесть как частичное выполнение условий Программы и, возможно, пойдет на выделение второй части транша. Но вот о какой сумме может идти речь, говорить рано.

По мнению экспертов, в ее увеличении точно откажут. А решение, давать деньги или нет, будет зависеть от срока реструктуризации долга. Но ситуация становится острой, учитывая отношения Украины и Европы.

КОР. Что дает основания так думать?

В.С. Недавнее (12.05.) заявление посла Украины при ЕС Константина Елисеева, о том, что позиции отдельных стран-членов ЕС на сегодняшний день не способствуют успеху предстоящего в Риге 21 – 22 мая саммита. А именно на нем Украина собирается получить ответы на очень принципиальные и важные вопросы: безвизовый режим, подписание Соглашения о совместном авиационном пространстве, расширение доступа на рынки ЕС, воплощение в жизнь Соглашения об ассоциации, и, конечно же, зона свободной торговли.

В минувший понедельник Президент Порошенко сказал также, что Украина надеется на продление санкций Евросоюза против Москвы.

Все эти вопросы, сложенные вместе, как раз и вызывают опасения. ЕС сейчас относится к Украине совсем не так, как это было хотя бы полгода назад.

КОР. С чем это связано?

В.С. С тем, что обсуждается в зарубежных СМИ и о чем не пишут у нас. Обещания, которые брал на себя официальный Киев 3 – 5 – 7 месяцев назад, Европу устраивали. Но отсутствие реального воплощения всех этих деклараций в жизнь заставляет европейцев усомниться, что украинская власть в состоянии что-то сделать. Она в их восприятии постепенно становится «лузером». А на Западе это слово давно стало ругательством.

Поэтому сложно прогнозировать, какими будут для Украины результаты Рижского саммита. Если «провальными», люди разочаруются окончательно.

Разочарование – страшная вещь. Оно может навсегда похоронить перспективы. Заработать имидж рвущейся к реформам и демократии страны не сложно. Гораздо сложнее подкрепить эти стремления реальными делами. А когда на кону судьбы миллионов граждан страны, бездействие становится предательством.

КОР. Жестко, но четко. Спасибо.

Василий КУРУКОВ

Херсонцы в твиттере