Владимир Сальдо: Я знаю, как…

 Владимир Сальдо: Я знаю, как…

Именно этими словами Владимир Сальдо резюмировал наш недавний разговор о том, что необходимо сейчас Херсону. Город нужно возродить, вернуть ему порядок и комфорт, вывести из уныния и мрачности. Здесь все понятно. – Но что конкретно? - спросите вы и будете правы.

Итак, продолжим беседу с Владимиром Васильевичем. Поговорим теперь конкретно о херсонских проблемах и возможности их решения на уровне государства. Потому что без господдержки нам не обойтись...

- Главная проблема Херсона, по-Вашему – в чем?

В бесхозяйственности, порожденной непрофессиональным управлением городом. Хотя это проблема общая. Непрофессионализм, к сожалению, становится символом нашего времени. Важно ведь не просто констатировать проблемы. Таких умников всегда много. Важно транформировать проблемы в задачи и задачи решать. А чтобы решать, надо знать, как.

- Невольно вспоминается классика о двух проблемах: дураках и дорогах...

Ну, с дураками – это вы слишком. Не стоит подводить всех под такой шаблон. Хотя логика понятна. Знаете, почему проблемы часто не решаются? Очень много посредников. Волнующие горожан вопросы просто заговариваются красноречивыми «решалами».

На самом же деле посредники для коммуникации с людьми не нужны. Общение должно быть прямым. Говорю об этом, потому что сам часто общаюсь с горожанами просто на улицах, в магазинах, на рынках. В этом и отличие депутата-мажоритарщика от депутата – списочника. Мажоритарщик всегда ближе к своим избирателям. С него и спроса больше, и ответственности.

Но есть «но»! Нужно не просто хотеть, а быть способным активно работать, не просто чувствовать, а понимать проблемы жителей. Только понимающий человек может быть эффективным. И только понимающий руководитель может контролировать то, что сделано или делается другими. Дороги здесь – хороший пример, самый актуальный.

- То есть, следующая проблема после профессионализма – дороги?

Да, потому что современная городская инфраструктура – это, прежде всего, дороги. Это артерии, по которым подается кровь в разные сферы экономики. Символ цивилизации, если хотите. Они должны функционировать круглый год, бесперебойно.

Качество дорожного покрытия архиважно. Латать дырки и списывать на них деньги можно до бесконечности. Но правильно - делать капитальные ремонты с технологиями, укрепляющими покрытие, особенно на остановках и насыщенных транспортом участках.

И с гарантией на несколько лет, как мы сделали, например, площадь Победы в 2010 году. Сделали качественно. Гарантийный срок площадь отслужила с лихвой. Значит, можем! В те годы, используя новые технологии, мы отремонтировали большинство остановок, усилили дорожное покрытие с помощью специальной сетки, чтобы уменьшить просадочность. Так делалось, а сейчас нет.

- Почему?

Вспоминайте классика...

- И все-таки, что мешает. Только ли недостаток средств?

И это тоже. В 2015 году нынешний парламент принял несколько законов в рамках так называемой децентрализации. И очень этим гордился. Суть их в том, что капитальный и текущий ремонт улиц и дорог государственного значения (то есть больших магистральных трасс, соединяющих регионы) мог проводиться за счет местных бюджетов.

То есть, расходы на проведение этих работ депутаты отнесли к нашим с вами дополнительным расходам. Лихо! С больной головы переложили на здоровую. А попросту – на плечи людей. Потому что единственный источник наполнения местного бюджета – это налоги и сборы, которые платят рядовые жители рядовой украинской территории.

Через Херсонщину проходит 4 950 км национальных транспортных путей. До этих, так сказать, революционных законов государственные магистрали ремонтировало государство. И это логично. Теперь же собранные в городе средства нужно направлять на ремонт, например трассы «Одесса-Мелитополь» или «Херсон-Феодосия». А ведь на них можно было бы ремонтировать дороги в Херсоне. Крайне бесхозяйственный подход.

Вот вам и яркий пример непрофессионализма парламентариев, потому что, я абсолютно уверен, большинство из них понятия не имеют, что децентрализация – это усиление громад, а не их грабеж средь бела дня. Эту схему нужно менять. С полномочиями громады должны получать ресурсы на их реализацию. Чтобы децентрализация не отнимала, а приносила пользу. И чтобы то, что зарабатывается в городе, горожанам же и служило.

- А если денег все равно не хватает?

Для этого в парламенте у города должен быть лоббист, защищающий его интересы во всех киевских кабинетах. Но делать это нужно профессионально и аргументированно, чтобы нужные Херсону средства не пошли, скажем, в Николаев, Одессу или Тернополь, а поступили сюда.

Если здесь – грамотный мэр, а в Верховной Раде – грамотный депутат, результат будет выгодным, прежде всего, для людей.

Надувать щеки, толкать умные речи, тупо жать кнопку по команде партийного босса и кичиться значком народного депутата – это еще не работа. Эксперты, активисты, общественники, патриоты - этот период мы уже прошли и прекрасно видим, что происходит, когда сапоги точит пирожник, а пироги печет сапожник, пусть даже очень симпатичный, молодой и амбициозный.

- Самые приоритетные дороги в Херсоне для ремонта, по Вашему мнению?

Первая – мостопереход. Это главный для города объект дорожного хозяйства. Не пиариться на нем нужно, а строить. Куча помпезно заложенных капсул ввод в эксплуатацию не приблизила.

Когда мы начинали его проектировать, просчитывали именно так, чтобы разгрузить автотранспортные потоки, исключить пробки, убрать большегрузный транспорт с улиц в центре и уменьшить нагрузку на окружающую среду.

Потому что всем этим мы дышим. Херсон – город транзитный. Мостопереход распределит движение в николаевском и бериславском направлениях. И есть же еще городская архитекрура. Такой объект сделает Херсон современнее. Неужели кого-то нужно в этом убеждать в ХХІ веке?

- Получается, нужно. Учитывая, что мостопереход попахивает долгостроем.

Зная проблемы досконально, их легче решать. Бюджет нужно еще на этапе планирования выстраивать так, чтобы и возможности местные, и субвенции государственные концентрировались на этом направлении.

Англичане говорят: мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. В Херсоне 818 км дорог. По цифрам еще десятилетней давности, чтобы капитально отремонтировать их все, нужно было около 1 млрд. 440 млн. грн. Это треть годового бюджета города. Всего, с затратами на школы, больницы, инфраструктуру, социалку и ЖКХ. Так вот, мы не настолько богаты, чтобы довольствоваться дешевым ямочным ремонтом, который обходится дороже, чем сделать один раз, капитально, по новым технологиям и на много лет.

Вы спрашивали о приоритетах. Это просп. Ушакова, 200 лет Херсона, Святых Кирилла и Мефодия (Димитрова), ул.49 Гвардейской дивизии, Кулика, Стретенская (Розы Люксембург), вся старая центральная часть, да и вообще все улицы, по которым движется много транспорта.

Самые нагруженные перекрестки нужно реконструировать по технологическим картам, таким, как площадь Победы. А параллельно с ремонтами - делать дождевую канализацию, перекладывать подземные коммуникации, чтобы потом не портить дорожное покрытие. Нужно выровнять бордюры и облагородить все зеленые насаждения вдоль дорог.

- Почему такой акцент на зеленое хозяйство? Херсон и так зеленый город.

Потому что это тоже часть городской среды. Если дороги – кровеносные артерии, зеленая часть – легкие. Как же без них можно благополучно жить? Это здоровье. Нам нужно восстановить «Зеленхоз», чтобы он работал профессионально.

Кстати, люди называют эту проблему среди самых актуальных. Как Вы думаете, почему? Потому что зеленые насаждения сейчас находятся в таком же состоянии, как и город – уныния, мрачности и неухоженности.

Если оставить их без внимания и дальше, через несколько лет Херсон перестанет быть зеленым городом. Этого допустить нельзя. Зеленые территории нужно обустраивать с возможностями для комфортного семейного отдыха и занятий спортом.

И очень хочу оживить мероприятия, подчеркивающие природную красоту наших женщин и детей. Херсон всегда этим славился. Помните конкурсы, на которые горожане приходили целыми поколениями? Помните слоган, который мы из года в год повторяли в дни города «Херсону – с любовью!»?

Все устали от пустоты, войны, безденежья и бесперспективности. Людям нужен положительный заряд и все, что дает позитив, - уверен Владимир САЛЬДО.