Херсон и Туркменистан: перспективы сотрудничества

 Херсон и Туркменистан: перспективы сотрудничества

Инициированный недавно новый транспортный коридор от Балтики через Херсонский морской порт к берегам Каспия получил партнерские перспективы в Туркменистане.

Оценивая перспективы участия своей компании в данном проекте, в письме на имя координаторов проекта Балтийско-Черноморского экономического форума, директор ведущей логистической компании Туркменистана ИП «Altyn Yoda» господин Меледжаев Д.А., в частности отметил:

«Предприятие было создано в августе 2011 года и в настоящее время обладает достаточным практическим опытом для предоставления своих услуг на самом высоком уровне.

Одним из преимуществ ИП «Altyn Yoda» является умение работать и осуществлять долгосрочные проекты, таковыми являются проекты по перевозке, выгрузке и таможенному оформлению оборудования для нового Международного порта Туркменбаши и Полипропиленового завода в Киянлы».

Данный факт свидетельствует как об актуальности самого, инициированного в Херсоне, проекта так и о реалистичности его реализации. Туркменистан по праву считается одним из локомотивов инициатив по развитию международных транзитных и транспортных коридоров, заслуженно имеющем в этой сфере весомый международный авторитет.

Ярким свидетельством тому является единогласно принятая 20 декабря 2017 года на 74-м заседании 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, по инициативе Туркменистана, Резолюция «Укрепление связей между всеми видами транспорта для достижения целей в области устойчивого развития».

Неоспоримо важным фактором, позволяющем сделать вывод о значительных возможностях и перспективах выхода создаваемого Балто-Черноморско-Каспийского коридора многостороннего международного сотрудничества через морской порт Туркменбаши к странам Азии, является с одной стороны личная роль Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, который целенаправленно и эффективно укрепляет позиции своего государства в качестве одного из лидеров региона, практическими действиями доказывая обоснованность амбициозной цели восстановления роли Туркменистана в качестве сердца Великого шелкового пути, с другой стороны активная и плодотворная работа большого друга нашей страны, Посла Туркменистана в Украине Нурберды Аманмурадова.

В некоторой степени схожи цели и задачи, которые предполагается решить в процессе реализации, подготовленного литовскими и украинскими специалистами, по инициативе херсонских городских властей, проекта реформирования и развития Херсонского морского торгового порта, используя выбранную модель государственно-частного партнерства, с уже начавшимися реализовываться планами с вводом в эксплуатацию нового Международного морского порта Туркменбаши.

Херсонский МТП, учитывая его малые глубины и паспортные характеристики по объемам грузов, которые он может обрабатывать, значительно уступает в конкуренции морским портам Одесской области и Николаева.

При этом, сам Проект по Херсонскому МТП, не являясь высокоприбыльным, предполагает кардинальную его реконструкцию, требующую значительных инвестиций при достаточно большом сроке окупаемости. Аналогично приоритетом данного проекта определена роль стимулирования и обеспечения развития Херсона и Херсонской области (с момента присоединения к проекту – также и Луганской области).

Херсонскому МТП определена роль катализатора создания и эффективного функционирования бизнес - проектов за его пределами, обеспечивая дополнительную прибавочную стоимость и экономическое развитие Херсона, Херсонщины и Луганщины за счет их эффективной работы.

В своем выступлении, во время открытия после реконструкции Международного морского порта Туркменбаши, на проводимом по случаю данного, геополитически важного, события Международного форума «Великий шелковый путь – к новым рубежам развития», Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в частности сказал: «Туркменистан призван играть роль трансконтинентального экономического моста взаимодействия европейской, азиатско-тихоокеанской и южно-азиатской экономических систем.

- Поэтому, помимо последовательной интеграции страны в мировую транспортную систему, расширения национальной инфраструктуры по линии главных магистралей, связующих маршрутов и узлов в направлениях Восток-Запад и Север-Юг, предусматривается также реализация мер по обеспечению наибольшей эффективности транспортных маршрутов, снижению доли транспортной составляющей в стоимости конечной продукции во внутреннем, транзитном и экспортно-импортном сообщении.

Одним из ожидаемых результатов претворения в жизнь данной стратегии является создание сети транспортно-логистических центров интермодальных перевозок.

Новые транспортные коридоры позволяют расширить рынок услуг в этой сфере. Что, в свою очередь, требует проведения активной маркетинговой внешнеэкономической политики, оптимизации тарифов со странами-участницами международных транспортных коридоров и гибкой системы тарифных преференций», - сказал Президент.

Данные действия наших друзей и партнеров в Туркменистане не только должны стать примером для формирования «дорожной карты действий» в Херсоне но и свидетельствуют о правильности выбранной модели реформирования и использования потенциала Херсонского МТП.

Сможет ли Херсон, на примере наших друзей из Туркменистана, стать мостиком на пути международного сотрудничества, связывающего страны Балтии, Черноморского и Каспийского морских бассейнов?

Аналогично с одним из основополагающих сегментов стратегии Туркменистана, сделан акцент на создание единого Международного логистического центра в Херсоне, используя потенциал расположенного в непосредственной близости от территории порта многоэтажного, современного здания бизнес - центра, обеспеченного всеми необходимыми коммуникациями, где предполагается разместить службы, представляющие всех международных партнеров проекта, как уже подтвердивших заинтересованность и готовность своего участия так и тех, которые на данный момент рассматривают возможность своего присоединения.

Данные службы будут работать для обеспечения эффективного и качественного управления проектами, в рамках упомянутого выше, международного коридора многостороннего сотрудничества, одним из ключевых звеньев которого выступает Херсонский морской торговый порт.

Владимир МАКУХА