Андрей Соколов: План развития Херсонского порта будет только улучшаться

 Андрей Соколов: План развития Херсонского порта будет только улучшаться

И.о. начальника ГП Херсонский морского торгового порта (МТП) Андрей Соколов ответил на вопросы радиослушателей онлайн-радио «Любимый Херсон».

КОР. О Вашем назначении ходило множество слухов: молодой назначенец, бюджетообразующее предприятие. Не хотите ли вы раскрыть эту «тайну»...

А.С. Появился я в Херсоне после того, как пришел волонтером в Министерство инфраструктуры и работал в группе аналитиков с теми, кто помогал в проведении реформ, которые начал министр А. Пивоварский и продолжает министр В. Омелян.

Так что я - не новый человек в Мининфраструктуры. За плечами у меня – более 10 лет работы в отрасли, но не на руководящих должностях, скорее я работал на стороне клиентов, с теми, кто развивал проекты и запускал их. Причем не только в нашей стране.

Посмотрев, как работает государственная машина с точки зрения того, что можно изменить и улучшить, мы начали работу и над концессией в морских портах. Это - наиболее оптимальный способ привлечения инвестиций.

Когда стало понятно, что в министерстве с его бывшим составом все идет на спад, я решил принять участие в конкурсе на должность руководителя в порт «Херсон». Это был один из вариантов, при котором можно было бы «обкатать» процесс концессии.

КОР. И насколько продвинулась эта подготовка к концессии?

А.С. Мы начали общаться с консультантами, финансовыми донорами, так как проект недешевый и требует большой подготовки. В том числе, необходимо внести изменения и в законодательство. Развивать же проект лучше всего на месте. Но концессия – это не самый легкий путь. Я рассматривал несколько вариантов событий.

В концессию верят все, но гарантии ее воплощения в жизнь никто дать не может. Мы очень зависимы от того, как будет выписан новый закон о концессии. Должна быть полностью прописана процедура. Она должна быть рабочей и «пуленепробиваемой».

Пока процедура не прописана, любой человек, решивший действовать в этом направлении, попадает под удар наших доблестных правоохранителей. Поэтому ответственность на себя никто и не берет. Никто не хочет «подставляться».

КОР. Напомним, что концессия – это не утрата предприятия, а договор на временную сдачу в эксплуатацию иностранному государству, юридическому или физическому лицу (концессионеру) на определенных, согласованных сторонами условиях предприятий, земельных участков, недр и других объектов и ценностей в целях развития или восстановления национальной экономики и освоения природных богатств.

А.С. Наши партнеры из ЕБРР и Мирового Банка, понимают объективность ситуации. Для того, чтобы что-то сделать, нужно изменить полстраны. А государственная часть морехозяйственного комплекса нуждается в привлечении инвестиций. Причем при краткосрочных перспективах проект теряет свою привлекательность.

Поэтому решено было все сделать быстро. Было выбрано 2 порта для пилотного проекта. Сначала рассматривался исключительно «Октябрьск» (ГП "СК "Ольвия"- ред.). Затем мне удалось в риторику министерства и программные документы внести и порт «Херсон».

КОР. Так, это именно Вас нужно благодарить, за то, что порт «Херсон» стал пилотным проектом концессии?

А.С. Да. Причем, концессия – это еще и удобный политический зонтик для самого порта. Пилотный проект заявлен публично и на международном уровне. Выделено финансирование (только разработка ТЭО концессии стоит 300 тыс. дол. США).

В случае, если кто-то захочет прибрать порт к рукам (приватизация, передача в аренду порта или каких-то его активов), сделать это будет крайне сложно. Это должен быть проект красивый, публичный, желательно, международный, с очевидными выгодами для государства. Нужно только правильно его выстроить.

КОР. Что ж, с долгосрочными планами разобрались. Но херсонцам интересно, что же происходит с портом сейчас?

А.С. Порт продолжает работать точно также, как и работал до этого. Приходится прилагать большие усилия для того, чтобы предприятие продолжало зарабатывать как раньше, выплачивая довольно высокую зарплату сотрудникам и создавая для них условия, лучше, чем в частных компаниях. Это будет продолжаться до момента, пока не будет пройден весь ряд мероприятий по подготовке и проведению конкурса, внесения изменений в законы.

КОР. А после?

А.С. После объявления победителя конкурса, ему будет передано имущество, которое подпадает под концессию. Победитель, соблюдая концессионный договор, в котором будет ряд непростых ограничений, прежде всего касающихся социальных гарантий (сохранение штата, размера оплаты труда и т.д.) начнет управлять активами, получив на них юридические права. Будет выполнять план развития порта, который внесут на конкурс и который можно только улучшать...

По материалам "Любимый Херсон"