Регионы ждут
Украина постепенно выходит из экономического кризиса, что позволяет выделять средства на важнейшие государственные программы. Напомним, что в рамках реализации социальных инициатив Президента Украины по реформированию системы здравоохранения с 1 января 2013 года в силу вступил закон, определяющий порядок обеспечения граждан экстренной медицинской помощью. Одно из основных его направлений – масштабное обновление парка автомобилей скорой помощи в соответствии с европейскими стандартами. Под это разработана специальная программа по закупке медицинского автотранспорта для учреждений здравоохранения, на которую в июле текущего года из госбюджета была выделено 922 млн грн. На эти деньги планируется поставить до 1,5 тыс. укомплектованных аппаратурой и полностью готовых к работе машин.
«Минздрав изучил потребность регионов на основе поданных ими заявок и определился с номенклатурой: запланировано 206 машин класса А (линейная терапия), 1063 класса В (интенсивная терапия) и 143 – С (реанимобиль). Регионы будут обеспечены «скорыми» с учетом плотности населения», – рассказали в пресс-службе министерства.
Первые экземпляры новых автомобилей будут протестированы и введены в эксплуатацию уже до конца года. На выпуск всей партии «скорых» производителю выделяют не больше полугода.
После прохождения тестов в Киеве автомобили поедут в регионы, где будет организовано обучение медперсонала. За счет субвенций в местные бюджеты планируется открытие централизованных диспетчерских, работающих на прием и распределение заявок, станций базирования «скорых», а также оснащение автомобилей навигационными приборами GPS. Минздрав и специалисты в регионах уже ведут эту работу и готовятся встретить первые партии новых машин скорой помощи.
Предыдущий опыт Минздрава
В пресс-службе уточнили, что отбор победителя будет более чем жестким, учитывая опыт предыдущего тендера на выпуск значительно меньшей партии «скорых». В 2012 году в рамках пилотного проекта реформирования медицинской отрасли на Винницкую, Днепропетровскую, Донецкую области и город Киев было закуплено до 300 карет скорой помощи – 216 единиц класса В (PeugeotBoxer) и 70 реанимобилей класса С (FordTransit).Внутреннее оснащение и укомплектование необходимым оборудованием (отечественного и зарубежного производства) было выполнено украинской компанией. В процессе эксплуатации был выявлен целый ряд проблем, которые устранялись с большим трудом и заставили Минздрав задуматься об усовершенствовании требований к качественным характеристикам автомобилей.
Так, например, внутренняя обшивка автомобиля не должна быть подвержена колебаниям температур; носилки и крепления должны выдерживать не менее 130 кг; приборы для обогрева капельниц – работать безотказно, кислородные баллоны – иметь возможность дозаправки, дефибриллятор в реанимобилях должен объединять в себе функции кардиомонитора, внешнего электрического стимулятора и пульсоксиметра. И так далее, и так далее. Множество пунктов, исключающих недочеты при эксплуатации, дают понимание всего комплекса проблем, с которыми столкнулись врачи, работающие на новых «скорых».
В Минздраве прекрасно осознают, что исправить недостатки в небольшой, пилотной партии автомобилей вполне реально, в крупной – крайне тяжело и затратно. Поэтому еще до тендера стараются учесть всё по максимуму, вплоть до многолетней гарантии кузова от коррозии, стрессоустойчивости транспорта к нашим дорогам и погодным условиям, наличия разветвленной сети сервисных центров по обслуживанию и самого автомобиля, и оборудования. «Новые автомобили скорой помощи должны не только имплементировать европейский стандарт, но и учитывать национальные особенности», – сообщили в пресс-службе.
Все эти требования были внесены в Технические условия тендера этого года, в скором времени они лягут в обновленный Национальный стандарт на автомобили скорой медицинской помощи.
Новые европейские требования
Известно, что на участие в тендере подали заявки несколько отечественных производителей спецтранспорта и ряд зарубежных фирм. И хотя в Минздраве отказались назвать эти компании, некоторых, по крайней мере, украинских участников можно предугадать с вероятностью 100%. Дело в том, что в июле текущего года несколько фирм демонстрировали свои спецавтомобили в Минздраве и публично заявляли о своем желании принять участие в программе закупки на 2013 год.
В свою очередь Минздрав подчеркивает, что правительство поручило ему оказать содействие отечественным производителям в регистрации их разработок в соответствии с европейскими требованиями. Таким образом было обеспечено участие в тендере широкого круга компаний.
Чем меньше налог, тем больше машин
Точное количество «скорых», которое будет произведено в рамках этого проекта, окончательно не определено. Как сообщили в Минздраве, это будет зависеть от того, успеет ли Верховная Рада в самое ближайшее время внести изменения в налоговое законодательство и освободить от уплаты НДС и акциза автомобили скорой помощи. В 2012 году такая льгота существовала: от налогов были освобождены операции по ввозу на территорию Украины, производству и поставке «скорых». Правда, на 2013 год данную норму почему-то не пролонгировали.
Сегодня вопрос опять стоит на повестке дня. Снижение налоговой составляющей позволит производителям пересмотреть ценовую политику и за счет уменьшения себестоимости выпустить большее количество «скорых». Проект изменений в закон, разработанный Министерствами здравоохранения и налогов и сборов, уже вносится в парламент.
Боевая готовность
Масштабность и социальная значимость проекта накладывает огромную ответственность на Минздрав и производителя, который выиграет тендер. Президент Виктор Янукович держит этот вопрос на личном контроле, поэтому просчетов, подобных тем, что были допущены в процессе поставки первой партии скорых помощей, ожидать не приходится.
Можно себе представить, как жестко Минздрав будет защищать свою позицию, не щадя никого, кто станет помехой в реализации проекта. В первую очередь, это касается местных администраций, которые, как известно, не спешат с ремонтом дорог. С выходом «в поля» первых машин для региональных властей наступит сложное время, учитывая, что основная масса новых скорых будет поставляться именно в зимний период. Если какой-то автомобиль не сможет добраться до пациента из-за состояния дорог, последствия этого инцидента для местных руководителей не берется предсказать никто.
Комментарии