Минздрав готовится к экзамену по «скорым»

Национальная программа по обеспечению страны современными автомобилями экстренной медицинской помощи в ближайшее время выйдет за пределы четырех пилотных регионов. Как сообщили в пресс-службе Минздрава, беспрецедентно крупная для Украины партия медицинских автомобилей, которую планируется закупить на выделенные из госбюджета средства, разойдется во все регионы нашей страны. Скорые должны соответствовать европейским стандартам, применяемым для подобного рода техники. В данный момент Минздрав готовится к проведению тендера, который и определит компанию, предложившую наиболее эффективное – по технологии и стоимости – решение.

Регионы ждут

Украина постепенно выходит из экономического кризиса, что позволяет выделять средства на важнейшие государственные программы. Напомним, что в рамках реализации социальных инициатив Президента Украины по реформированию системы здравоохранения с 1 января 2013 года в силу вступил закон, определяющий порядок обеспечения граждан экстренной медицинской помощью. Одно из основных его направлений – масштабное обновление парка автомобилей скорой помощи в соответствии с европейскими стандартами. Под это разработана специальная программа по закупке медицинского автотранспорта для учреждений здравоохранения, на которую в июле текущего года из госбюджета была выделено 922 млн грн. На эти деньги планируется поставить до 1,5 тыс. укомплектованных аппаратурой и полностью готовых к работе машин.

«Минздрав изучил потребность регионов на основе поданных ими заявок и определился с номенклатурой: запланировано 206 машин класса А (линейная терапия), 1063 класса В (интенсивная терапия) и 143 – С (реанимобиль). Регионы будут обеспечены «скорыми» с учетом плотности населения», – рассказали в пресс-службе министерства.

Первые экземпляры новых автомобилей будут протестированы и введены в эксплуатацию уже до конца года. На выпуск всей партии «скорых» производителю выделяют не больше полугода.

После прохождения тестов в Киеве автомобили поедут в регионы, где будет организовано обучение медперсонала. За счет субвенций в местные бюджеты планируется открытие централизованных диспетчерских, работающих на прием и распределение заявок, станций базирования «скорых», а также оснащение автомобилей навигационными приборами GPS. Минздрав и специалисты в регионах уже ведут эту работу и готовятся встретить первые партии новых машин скорой помощи.

Предыдущий опыт Минздрава

В пресс-службе уточнили, что отбор победителя будет более чем жестким, учитывая опыт предыдущего тендера на выпуск значительно меньшей партии «скорых». В 2012 году в рамках пилотного проекта реформирования медицинской отрасли на Винницкую, Днепропетровскую, Донецкую области и город Киев было закуплено до 300 карет скорой помощи – 216 единиц класса В (PeugeotBoxer) и 70 реанимобилей класса С (FordTransit).Внутреннее оснащение и укомплектование необходимым оборудованием (отечественного и зарубежного производства) было выполнено украинской компанией. В процессе эксплуатации был выявлен целый ряд проблем, которые устранялись с большим трудом и заставили Минздрав задуматься об усовершенствовании требований к качественным характеристикам автомобилей.

Так, например, внутренняя обшивка автомобиля не должна быть подвержена колебаниям температур; носилки и крепления должны выдерживать не менее 130 кг; приборы для обогрева капельниц – работать безотказно, кислородные баллоны – иметь возможность дозаправки, дефибриллятор в реанимобилях должен объединять в себе функции кардиомонитора, внешнего электрического стимулятора и пульсоксиметра. И так далее, и так далее. Множество пунктов, исключающих недочеты при эксплуатации, дают понимание всего комплекса проблем, с которыми столкнулись врачи, работающие на новых «скорых».

В Минздраве прекрасно осознают, что исправить недостатки в небольшой, пилотной партии автомобилей вполне реально, в крупной – крайне тяжело и затратно. Поэтому еще до тендера стараются учесть всё по максимуму, вплоть до многолетней гарантии кузова от коррозии, стрессоустойчивости транспорта к нашим дорогам и погодным условиям, наличия разветвленной сети сервисных центров по обслуживанию и самого автомобиля, и оборудования. «Новые автомобили скорой помощи должны не только имплементировать европейский стандарт, но и учитывать национальные особенности», – сообщили в пресс-службе.

Все эти требования были внесены в Технические условия тендера этого года, в скором времени они лягут в обновленный Национальный стандарт на автомобили скорой медицинской помощи.

Новые европейские требования

Известно, что на участие в тендере подали заявки несколько отечественных производителей спецтранспорта и ряд зарубежных фирм. И хотя в Минздраве отказались назвать эти компании, некоторых, по крайней мере, украинских участников можно предугадать с вероятностью 100%. Дело в том, что в июле текущего года несколько фирм демонстрировали свои спецавтомобили в Минздраве и публично заявляли о своем желании принять участие в программе закупки на 2013 год.

В свою очередь Минздрав подчеркивает, что правительство поручило ему оказать содействие отечественным производителям в регистрации их разработок в соответствии с европейскими требованиями. Таким образом было обеспечено участие в тендере широкого круга компаний.

Чем меньше налог, тем больше машин

Точное количество «скорых», которое будет произведено в рамках этого проекта, окончательно не определено. Как сообщили в Минздраве, это будет зависеть от того, успеет ли Верховная Рада в самое ближайшее время внести изменения в налоговое законодательство и освободить от уплаты НДС и акциза автомобили скорой помощи. В 2012 году такая льгота существовала: от налогов были освобождены операции по ввозу на территорию Украины, производству и поставке «скорых». Правда, на 2013 год данную норму почему-то не пролонгировали.

Сегодня вопрос опять стоит на повестке дня. Снижение налоговой составляющей позволит производителям пересмотреть ценовую политику и за счет уменьшения себестоимости выпустить большее количество «скорых». Проект изменений в закон, разработанный Министерствами здравоохранения и налогов и сборов, уже вносится в парламент.

Боевая готовность

Масштабность и социальная значимость проекта накладывает огромную ответственность на Минздрав и производителя, который выиграет тендер. Президент Виктор Янукович держит этот вопрос на личном контроле, поэтому просчетов, подобных тем, что были допущены в процессе поставки первой партии скорых помощей, ожидать не приходится.

Можно себе представить, как жестко Минздрав будет защищать свою позицию, не щадя никого, кто станет помехой в реализации проекта. В первую очередь, это касается местных администраций, которые, как известно, не спешат с ремонтом дорог. С выходом «в поля» первых машин для региональных властей наступит сложное время, учитывая, что основная масса новых скорых будет поставляться именно в зимний период. Если какой-то автомобиль не сможет добраться до пациента из-за состояния дорог, последствия этого инцидента для местных руководителей не берется предсказать никто.

Комментарии