Водоканалы лишат права вето

Отраслевой регулятор – Нацкомуслуг – разработал новый порядок подключения потребителей к водопроводным сетям. Ужесточены обязательства водоканалов и упрощена процедура для потребителей.

Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере коммунальных услуг вчера обнародовала проект постановления, которым предлагается существенно изменить порядок присоединения абонентов к водопроводным сетям. Проект новых Правил был утвержден на заседании Комиссии 17 мая.

Документом предусмотрен четкий алгоритм, соблюдение которого лишит водоканалы возможности отказать потребителю в подключении к сети. В частности, заказчик (потребитель) – физическое или юрлицо – будет подавать заявку на присоединение к водопроводным или канализационным сетям производителю – водоснабжающему предприятию. Водоканал обязан в течении 10 дней («У.К.» - сейчас в 15-дневный срок) сообщить о согласии, либо о невозможности подключения объекта. В этом случае водоканал обязан предоставить другие варианты присоединения к сети с учетом технической возможности подключения. После этого, у заказчика есть еще 10 дней на принятие решения, о чем он обязан в письменной форме сообщить предприятию.

После соблюдения этой процедуры, водоканал и потребитель заключают договор, в котором прописывают сроки подключения, технические условия и размер оплаты за проведение соответствующих работ. Стоимость таких работ будет рассчитываться на основании трудозатрат или проектной документации с учетом проведения обязательной промывки сетей и выполнения требований санэпидемиологов.

Перед заключением контракта, заказчик получает от водоканала технические условия на присоединение к сетям. На основании этих условий, разрабатывается проектная документация. Стороны заключают договор в случае присоединения к сетям реконструированного или построенного объекта, желания получить или изменить объем предоставляемой услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу, а также, если водоканал изменил точку подключения к системе централизованного водоснабжения. После выполнения сторонами обязательств, потребитель (заказчик) вносит оговоренную в договоре оплату, получает акт готовности объекта ко вводу в эксплуатацию, а затем водоканал производит подключение.

Стоит отметить, что в основу новых Правил был заложен ныне действующий механизм присоединения потребителей к водопроводным сетям. Он регламентирован «Правилами пользования системами централизованного коммунального водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Украины», который был утвержден в 2008 году приказом №190 тогдашнего Министерства по вопросам ЖКХ («У.К.» - сейчас Минрегион). Этот документ предполагает аналогичную схему: абоненту, чтобы подключиться к сети, также необходимо получить техусловия, составить проектную документацию и получить в течении 15 дней согласие или отказ. Однако в Правилах не прописано, что водоканал, в случае невозможности подключения потребителя, должен предложить альтернативный вариант. Сейчас водоканалы направляют свои замечания заказчику (потребителю) с просьбой доработать проект присоединения. Срок доработки не должен превышать календарного месяца.

«До сих пор процедура была очень сложной. Даже заключая договор, и выполняя технические условия, у заказчика подключения не было гарантии, что водоканал проведет его в указанные сроки. Иногда водоснабжающие предприятия затягивали сроки или отказывали в подключении», - рассказал «Украине Коммунальной» директор Департамента тарифной политики и регулирования отношений в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения Нацкоммуслуг Анатолий Михайлистый. По его словам, предложенный Комиссией механизм существенно упростит процедуру подключений, прежде всего, для бытовых абонентов, а также закрепит обязательства водоканалов.

Для этого в документе, разработанном регулятором, п.2.2. и п.2.3. прописаны принципиально новые нормы, которые, по мнению Комиссии, смогут обезопасить потребителей от немотивированного отказа в подключении. «Даже, если на момент подачи заявки подключить потребителя невозможно, то водоканал не сможет отказать ему, если у него в инвестпрограмме предусмотрено развитие водопроводных сетей. В случае, если инвестпрограмма не предусматривает расширения сетей, то такое решение будут принимать местные власти. Затем регулятор утверждает соответствующие изменения в инвестпрограмме, и таким образом, абонента смогут подключить через определенный период, после выполнения положений программы», - поясняет господин Михайлистый.

Буквально, «отказ не допускается», если в инвестиционной программе водоснабжающего предприятия запланировано финансирование на проведение мероприятий по расширению сетей. То есть, при наличии соответствующих пунктов в инвестпрограмме, которая утверждена регулятором, и отсутствии технической возможности в момент получения заявки от потребителя провести подключение, водоканал обязан прописать в договоре сроки, когда это станет возможным. Если же инвестпрограмма подобных мероприятий не содержит, то водоканал в 30-дневный срок обязан обратиться к местным органам власти с просьбой изменить генеральный план застройки населенного пункта и предусмотреть техническую возможность подключения. После этого, водоснабжающее предприятие включает пункт о расширении сетей в инвестпрограмму и подает ее на утверждение в Нацкомуслуг.

За невыполнение пунктов договора о подключении водоканалов ожидают штрафные санкции. «Мы будем рассматривать жалобы бытовых потребителей, если их не подключили к сети в срок. Лицензиаты, не выполняющие условия договоров о подключении, будут платить пеню за каждый день просрочки», - заверил корреспондента «Украины Коммунальный» Анатолий Михайлистый.

Водоснабжающие предприятия инициативу регулятора не одобрили. Впрочем, предоставить «Украине Коммунальной» комментарии официально участники рынка отказались. Мы попробовали проанализировать, с какими проблемами могут столкнуться лицензиаты Комиссии.

1. Инвестпрограммы

Составление и утверждение инвестиционных программ – процесс не простой для украинских водоснабжающих предприятий. С одной стороны, реализация инвестиционной программы позволяет предусмотреть в тарифе средства на модернизацию оборудования, реконструкцию сетей, замену узлов учета, повышения уровня энергоэффективности. С другой стороны, - установленные тарифы, неокупающие затраты предприятия на производство услуг, не позволяют реализовать инвестпрограмму в полной мере. «Процесс написания и согласования инвестпрограммы очень трудоемкий. Комиссия очень внимательно изучает наши расчеты и несколько раз возвращает документы на доработку, - жалуется директор одного из крупных водоснабжающих предприятий. – При этом, тариф у нас не покрывает 100 процентов затрат, платежная дисциплина потребителей тоже не выше 80 процентов, соответственно, денег на полноценную реализацию положений инвестпрограммы не хватает».

Недовольны уровнем согласования инвестпрограмм и в Нацкомуслуг. В апреле Комиссия сообщила, что в 2012 году из 52 инвестиционных программы предприятий в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения («У.К.» - всего у Нацкоммуслуг 134 лицензиата в сфере водоснабжения), лишь 38 предприятий учли замечания регулятора и их инвестпрограммы рекомендованы Комиссией для одобрения и включены в инвестиционную составляющую тарифа. Общая сумма, необходимая для реализации программ, составила около 1,2 млрд грн (по водоснабжению – 654,4 млн грн, по водоотведению – 506,5 млн грн). При внедрении указанные инвестиционные программы дадут экономический эффект в 174,4 млн грн, рассчитывают в Нацкомуслуг.

2. Изношенность сетей

Согласно анализу, проведенному регулятором, более трети сетей водоснабжения и водоотведения изношены, то есть, установленный нормативно-технической документацией срок их эксплуатации давно прошел. На долю ветхих и аварийных сетей приходится 37,7% или 67,8 тыс. км. Общая протяженность водопроводных сетей – 179,8 тыс. км. Представители украинских водоканалов причины отказов в подключении объясняют именно неудовлетворительным техническим состоянием инфраструктуры. «Иногда просто настолько устаревшая, практически разваливающая сеть, что невозможно подключить новых абонентов», - говорит собеседник «У.К.».

Вместе с тем, лицензиаты Комиссии отмечают, что существует множество самовольных подключений потребителей, не смотря на действующий запрет. «Прописав более четкую процедуру и договорные обязательства, у потребителей не будет необходимости самовольно врезаться. Это очень перегружает и без того изношенную сеть», - рассказали нам в одном из водоканалов. «Одной из основных проблем в отношениях между водоканалом и потребителями услуг являются самовольные подключения к водопроводным и канализационным сетям, находящимся как в ведении предприятия, так и в частном владении», - отмечается на сайте водоканала города Херсона. Мероприятия по узакониванию самовольных подключений проводил в июне прошлого года и Днепропетровский водоканал.

3. Юридические коллизии

По словам представителя Экспертного Совета «Украины Коммунальной», юриста Андрея Осадчего, из документа следует, что решение по поводу необоснованности отказа будет приниматься в судебном порядке. «В п. 2.3 предусмотрено, что водоканалы, в инвестпрограммах которых не запланированы мероприятия по расширению сетей, должны будут обращаться к органам местного самоуправления. Не ясно, куда будут обращаться областные водоканалы, находящиеся в юрисдикции облгосадминистраций, и сети при этом находятся в собственности территориальной общины области», - также отметил он.

Кроме того, господин Осадчий подчеркнул, что множество отказов в подключении абонентов связано не с отсутствием желания водоканала, а с тем, что невозможно определить, кому принадлежат сети. «Речь идет о так называемых ведомственных сетях, сетях предприятий, которые уже не работают, но инфраструктура не передана на баланс муниципалитета или водоканала. А без разрешения собственника подключить новых абонентов невозможно», - отметил юрист.

Мария Цатурян//Украина Коммунальная